Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

1. я

Сёрен Кьеркегор: от отчаяния к обретению смысла



Сёрен Кьеркегор — датский мыслитель и писатель, которого в России любят и знают многие. Его книги — неоскудевающий источник осмысления экзистенции, веры и смысла нашего существования. Тем не менее, очень многие из его работ до сих пор не переводились на русский язык. Мы словно вечно обречены на «философские крохи», выражаясь языком «рыцаря веры». Поэтому таким значимым событием является перевод и издание самых первых бесед философа, написанных в 1843 году. Мы побеседовали с переводчиком работы — доцентом кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеем Васильевичем Лызловым.

Collapse )


promo solvaigsamara октябрь 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
1. я

Академик Дмитрий Лихачев: "В чем смысл жизни"

Оригинал взят у philologist в Академик Дмитрий Лихачев: "В чем смысл жизни"
Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986—1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. - СПб.: Наука, Logos, 2006.



В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
Collapse )

1. я

Готовы сжечь все дотла

Оригинал взят у a_01z в Готовы сжечь все дотла
Московский философ Александр Ципко был одним из идеологов горбачевской перестройки. Сегодня он считает, что Россия находится в руках чокнутых патриотов.



Как отмечает Ципко в интервью с корреспондентом Der Spiegel Кристианом Неефом, в России сегодня наблюдается духовный кризис. "Даже в советское время люди понимали: Россия - часть западной цивилизации. В то время у нас не было этого сегодняшнего разделения на Восток и Запад - тогда коммунизм противопоставлялся капитализму. (...)
Сегодня Запад, согласно официальной пропаганде, является нашим врагом - и большинство проглотили это утверждение. Мы, русские, доверчивы и легко поддаемся внушению".

Однако многие русские связывают будущее своей страны все-таки с Западом. "После 1991 года желание стать частью западного мира росло и крепло.
Collapse )
1. я

Десять человек планеты, оказавших наибольшее влияние на нашу цивилизацию

7df193d5a2be86814850ef16aacb19d6_L

Новый проект «Пантеон», реализованный в Массачусетском технологическом университете, собрал и проанализировал данные о культурном наследии разных стран мира в период с 4 000 лет до н.э. до 2010 года. Примечательно, что большинство (6 из 10)  - греки.

Разработчики проекта исследовали знания о мировых достижениях науки и культуры, а также об их родоначальниках. Цель проекта – систематизация и быстрый доступ к данной информации на одном сайте. Для новых поколений, уже живущих в новую цифровую и информационную эпоху, подобный ресурс будет весьма актуален. Технари подошли к вопросу без лишнего романтизма и классифицировали популярность великих исторических персонажей, во-первых, по количеству локальных статей в Википедии, во-вторых, по сетевому индексу популярности за всю историю Интернета (HPI).

В результате данного анализа получился список из десяти людей, оказавших наибольшее влияние на нашу цивилизацию.
1-й в списке – философ и ученый Аристотель.
2-е место занимает древнегреческий философ Платон.
3-й – Иисус Христос (разработчики проекта посчитали возможным занести Христа в список известных людей, аргументируя это тем, что он совмещает в себе природу человека и Бога).
4-й – древнегреческий философ Сократ.
5-й – величайший греческий полководец и государственный деятель Александр Македонский.
6-й – Леонардо да Винчи – инженер, ученый, изобретатель, художник и др..
7-й – Конфуций – древнекитайский ученый и философ.
8-й – древнеримский полководец и политик Юлий Цезарь.
9-й – Гомер – легендарный поэт и, своего рода, летописец,
На 10-м месте – Пифагор, древнегреческий математик, философ и мистик.

rua.gr
1. я

Об Эзопе, об языке и...науке

6832
***

Речь не пойдёт об Эзоповом языке.
Речь пойдет о языке, который, якобы, приготовил Эзоп и дважды подал его хозяину.
Эзоп – тоже лицо собирательное, про него мы практически ничего не знаем, но написаны книги, пьесы, сняты фильмы, сыграны спектакли …
Мне лично любопытна басня про язык. Эту басню рассказывают и про Ходжу Насреддина, и про многих других мудрецов и слуг.
" Хозяин просит Эзопа приготовить самое лучшее блюдо, Эзоп приготовляет язык и объясняет, что нет ничего лучше языка. При этом по сути хвалы воздаются человеческой речи и искусству общения, сделавшей человека человеком. Затем хозяин, удивленный, просит самое отвратительное блюдо, и Эзоп снова готовит язык. При этом он обвиняет «в лице» языка все человеческие подлости, которые осуществляются с помощью речи – предательство, клевету, смертные приговоры, объявление войны и отречение от близких людей, а также многое другое ".
Далее молчаливый вывод: как мудр Эзоп!
Эзоп-то может быть и мудр. Мудра ли сия байка?

Разберем «по косточкам».
Суть состоит в двух вещах.

1. МУДРОСТЬ ЭЗОПА, ЕГО ПОБЕДА НАД ХОЗЯИНОМ

Тезис номер 1. Эзоп находчив и остроумен.

Но в самой байке, как правило, мотивы такого поведения Эзопа не представлены достаточно выпукло.
Первый вариант. Если бы было сказано, что у Эзопа только и было денег на два языка, история звучала бы иначе.
Второй вариант. Если бы было сказано, что Эзоп хотел досадить хозяину, и, зная, что тот терпеть не может языка, все же приготовил его, да еще и два раза – тогда байка приобрела бы смысл умственной победы Эзопа над хозяином.
Третий вариант: Эзоп знал, что задача более философская, нежели кулинарная.
Четвертый вариант: хозяин особо подчеркивает слово «самое-самое» и в заказе лучшего блюда, и в заказе худшего. Хозяин требует несомненности в этом качестве блюда и грозит наказанием в случае неудачного выбора.
Без такой преамбулы Эзоп выглядит как неумелый повар, бестолковый слуга, который не может сделать то, что от него просят.

2. ТУПОСТЬ ХОЗЯИНА

[много, но интересно]Collapse )
1. я

Притча об Эзопе и языке

pritcha ezopa o yazike

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший.

В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык.

– Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа.

– Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились.

– Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
*
В другом варианте эта притча звучит так:

Лучшее и худшее

Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.