Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Category:

К Международному дню блогера: веселенький наркотик




Что это за профессия и зачем она нужна

Мы умрем. Мы пройдем мимо вас,

Как забытая вечность. Но каждый

Обернется взглянуть хоть однажды

В непроглядную мглу наших глаз.

/П.Антокольский/

Вообще блогеринг вполне можно назвать работой. Независимо от того даже, что многие-многие делают сие бесплатно. Это как призвание. Любовь к музыке, искусству, писательству, наконец.

Помню, как невероятно сложно было опубликоваться (хоть где-нибудь!) в досточтимом СССР. И хотя я писательством тогда не увлекался (страдал рок-н-роллом), в памяти прекрасно отложились засаленно-затрепанные от частого претенциозного чтения-обсуждения редкие самиздатовские издания — противоположно отличающиеся от официоза!

Это все равно что сочинить песню — и тут же бежать слабать-исполнить ее кому-нибудь из близких знакомых, чтобы дали непредвзятую оценку. Закатать ее на пленку-бобину, пустить по кругу — сначала узкому, соседско-коммунальному. И если повезет — то всесоюзному.

Так — в «домашнем» варианте — становились известными подпольные рок-группы, авангардные музыканты: БГ, «Странные игры», «АукцЫон», Розенбаум, Северный и т.д., и т.п. Так во весь рост выходили к широкой аудитории (относительно, конечно, широкой) самиздатовские авторы: М.Гефтер (наряду с огромным научным наследием, опубликованном при Союзе), его ученик и продолжатель журнала «Поиски» Г.Павловский (успешно печатающийся-выступающий по сию пору), Е.Боннэр, Е.Алексеева, мн.-мн. др.

И вот пришла эра Интернета — и все, что ты измыслил, тут же вещаешь миру. Круто? Еще как!

Лично я начал ваять-сочинять-строчить в 2010 г. Когда вышел, точнее даже, еле выполз (практически убитый-раздавленный жесточайшим «ельцинским» кризисом 1998-го) из периода 20-летнего занятия бизнесом. Ставшего в России… не то чтобы неудобоваримым, но — абсолютно несвободным, нечестным, грязным. К тому же опасным.

Банды из 90-х, с которыми в принципе всегда можно было все решить (тогда калякали — «порешать»), почили в бозе. Они сменились на реально боевые провластные штурмовые отряды — с коими стопроцентно не договориться. И ежели кто-то из «больших» дядей положил глаз на твой скромный, но крайне доходный пивоваренный заводик, то пиши пропало, брат. Но не будем о грустном…

Время ускорилось неимоверно. В сотни тысяч раз.

Если раньше — в «бумажную» эпоху — писательское кредо, мастерство оттачивались годами, десятилетиями (в связи с очень медленным издательским круговоротом, тягомотной системой объективных читательских оценок etc.), то сейчас ты либо пишешь клево, безальтернативно остро — либо остаешься на задворках истории. (Т.е. бултыхаешься в свежесваренной каше собственных страницы-сайта-журнала. Тем не менее всем ветрам назло сочиняешь и печатаешься онлайн! Это главное: ты — самореализован.)

С первой же опубликованной в любом «тамиздате» вещью ты обретаешь моментальный читательский отзыв! Исправляешься, меняешься, учишься (ускоренно образовываешься), учитывая общественное мнение. И пишешь, пишешь, пишешь. И тут же вкушаешь плоды труда.

Ругаешь себя. Тебя ругают. Ты — их. И вместе вы — самонасыщаетесь взаимным творческим нетерпением. Объективизируясь либо наоборот — деградируя до пошлых матерных стишков. (Что тоже результат, пусть и обратный.)

За год-два можно стать… нет, не блогером, им ты уже заделался, — а нежданно-негаданно обернуться реально крутым писателем. И попасть на передовицы литкритики. И водрузиться в верхних рядах статистики профессиональных, «больших» авторов. Только — обладая нужной мерой таланта, работоспособности, амбициозности. Бойцовской хваткой питбуля, в конце концов.

Тут и менеджмент, и предприимчивость, умение не стесняясь и вовремя пропиарить самого себя. И в каком-то смысле виртуальный мерчендайзинг, маркетинг — да много чего!

И вот уже через пару сезонов после знакомства с самиздатом Мошкова (а мошковский сайт — великий проект для условного «любителя», учитывая верхние позиции во всех SEO-рейтингах посещаемости) — я оказался в лонг-листе «Ясной поляны».

Еще через год — в лонге премии «НОС». Еще через год — в тридцатке лучших постсоветских детективов («Инспектор НОС») наряду с Акуниным, Юзефовичем, Корецким, Бушковым. (Приз тогда (2014) взял «Дознаватель» М.Хемлин — Царства ей Небесного!)

А сколько радости было, когда на счет прилетели первые 5 руб. за рекламу на Яндексе! Я бы и бесплатно гвоздил незатейливые посты. Но за бабки — другое же дело, посоны-деффчонки, а?!

Это ж настоящий веселый наркотик: придумать, создать, написать-отредактировать, выложить — и получить законный (достойный) гонорар. Т.е. огрести — подлинно по заслугам.

Сварганил крутющий, хорошо «вошедший» (как говорят редакторы) материал — возьми деньгу. Сотворил туфту — получай отвязные комменты про «аффтар убейся ап стену» или «спасибо, блеванул». Или — «я тебя вычислю и в асфальт закатаю… (дальше идет родимая русская сентенция)».

Блогеринг — мощное социальное явление. И ежели просьбу о срочном содействии страдающему ребенку разместит популярный ютубер-«миллионщик» — отклик будет гораздо быстрей и качественней, чем если бы статью залили в обычной, бумажной газете. Тривиально — в силу более глубокой вовлеченности блогинга в инфернальное пространство цифровой вселенной — неугасимую матрицу бесконечной жизни за экраном.

Отдельная история — язык блогинга. Спринтерский, концентрированный, лексически самобытный, харàктерный, диалектный, незашоренный. Свободный от цензурных штампов, затасканных фразеологизмов, всяческих прозаических длиннот. Схватывающий цель — ведущий эту цель до логического завершения. И — бьющий в десятку!

Потому что если чуть замямлишь, невнятно скуксившись в словесных платоновских «солнцестояниях» и «самолетопорханиях», сиречь живописных футуристических красивостях, не свойственных телеграфному языку репортажа, — аллес: «аффтара в топку!!!» — кричат раздраженные зрители. Листающие страницы жизни с пулеметной скоростью. Никак не позволяющей отвлечься на детальный рассказ об ажурных оборках свадебного платья инстаграм-персонажа.

Зрителям надо все и сразу. Нужно внезапное «что!» — диктующее не менее внезапное «как!» — скажем, чуть мудрено переиначив Цветаеву. Из обыденного факта вылепляя поэтический эпизод…

Блогинг (особенно видеоблогинг) — это когда ты на виду. Ты словно совершенно голый на пляже. Где одетые люди смотрят лишь на тебя, ни на кого больше.

Мало того что открыт всем и вся. Ты должен умудриться впарить народу такое, что он забудет про твою наготу. А вдруг по-философски «взглянет хоть однажды» внутрь событий. И станет обсуждать себя и окружающий мир — через твое видение предмета. Посредством твоей метафизической оптики. Потому как она — верна. А ты — распахнут и честен. Прозрачен. Ты — гуру.

Блогинг — коммуникативное состояние. Когда ты все время включен в абстрактно диалектическую розетку — выискивая поводы, находя несоответствия. Переворачивая их — будто блины на сковородке — по своему разумению. Ведь блогер не просто выдает на-гора новость, подобно газетному журналисту. Он неизлечимо болен постоянной булгаковской, театрально-морфийной зависимостью от аудитории.

И его задача — не сообщить происшествие, а обсудить его под нетривиально своеобразным углом. Предъявив обществу нетрадиционный взгляд на какую-то проблему, кажущуюся вроде бы заезженной. Ан нет…

Блогер — приятель, товарищ и брат. Он элементарно обязан отвечать на комментарии. Иногда довольно плотно въезжать в ситуационные коллизии оппонентов. Вплоть до реальной помощи. Так как это касается долговечности онлайн-жизни, онлайн-самочувствия, онлайн-здоровья. Рейтингов-рывков. Графиков роста, материального в том числе.

Выпал, вывалился ненадолго из насыщенной многолюдно-биржевой канвы — смотришь, а часть окормленной тобой паствы уже пасется в ином месте. Более для них привлекательном. Это — гонка на выживание. Конкуренция, и нешуточная. Мы же в цифровом мире вечно броуновского движения — где нет простоя.

Личностное общение — повседневная осознанная необходимость блогера. Ежели в real life у тебя три, ну, четыре друга максимум (тем паче в старшем возрасте), то в Инете их — тысячи. И каждому что-то от тебя надо, коли успел завладеть вниманием несчетной количеством публики. Что порой докучает. Угнетает. Тяготит.

Но из сего контекста складываются отменные истории. Невозможные в офлайне. Потому что только в онлайне ты в силах быстро (что важно!) скоммуницировать чрезвычайно разрозненную информацию. Сложить ее в единый мнемонический кейс. Из коего вырастает-выпрастывается собственно сюжет. В котором нет и не должно быть маленьких ролей. Где нужно сформировать полную иллюзию — живой(!) действительности.

Да, в блогинге всё по Станиславскому, а вы как думали?..

источник



Tags: блогосфера
Subscribe

Posts from This Journal “блогосфера” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments