Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

"Это война на уровне идеологии": как отмечают 9 мая в Украине и по-российски в Крыму


День памяти и примирения, Львов, 8 мая 2018 года. Архивное фото

Торжественные военные парады, георгиевские ленты и шествие «Бессмертного полка» стали визитной карточкой празднования «Дня Победы» в России. После аннексии Крыма российские власти из года в год развивают культ победы над Германией во Второй мировой уже и на полуострове.

Насколько такая традиция проведения 9 мая характерна для Крыма и Украины? Чем отличается украинский и российский подход к отмечанию праздника? И чем интересен опыт современной Беларуси в плане памяти о Второй мировой? На эти и другие вопросы в студии Радио Крым.Реалии отвечают руководитель украинской общественной организации «Центр милитарной истории» Василий Павлов, украинский историк, ветеран АТО Иван Костенко и эксперт Украинского института будущего Игар Тышкевич.



– В трех городах аннексированного Крыма 9 мая прошли военные парады и шествия «Бессмертного полка», в которых в том числе участвовали дети. Напомню, это российская официальная акция, когда люди идут с фотографиями умерших ветеранов. Как можно охарактеризовать политику российского государства по отношению к юным крымчанам?
Сегодня детей сознательно накачивают, не вкладывают исторических знаний, а внедряют в головы какие-то лозунги, например, «Можем повторить»
Иван Костенко

Костенко: Фактически сегодня детей сознательно просто накачивают, причем не вкладывают исторических знаний, а внедряют в головы какие-то лозунги, например, «Можем повторить». У меня возникает вопрос: что вы можете повторить? Смерти в окопах? Может, повторить первую блокаду Ленинграда, которая была не нужна, когда свое же население взяли в заложники? Или штурм Берлина, который начали форсировать, чтобы прийти туда раньше американцев?

Павлов: Дети сознательно превращаются в мобилизационный ресурс, в пушечное мясо. Их готовят к сознательной смерти, а подобные массовые хождения по улицам с мертвыми – это в том числе и приучение общества к возможным будущим потерям. Мне интересно, что они помнят о реальной жизни тех, кто вернулся с той войны.




Дети в военной форме на шествии в Севастополе, приуроченном Дню победы, 9 мая 2019 года
Дети в военной форме на шествии в Севастополе, приуроченном Дню победы, 9 мая 2019 года

– На материковой части Украины хоть и нет военного парада на 9 мая, но, как мы видим, «Бессмертный полк» проводят во многих городах. Некоторые гражданские активисты выступает против этого. По-вашему, в этой акции, если речь идет о взрослых, есть опасность?

Костенко: Так отмечать, как отмечают на территории Российской Федерации, нельзя вообще ничего. На данный момент они превращают событие, в котором ничего веселого нет, учитывая количество погибших, в котором особенно-то праздновать нечего – в некий карго-культ. Надевают знаки различия и награды, на которые не имеют права, что само по себе нарушение закона. Фактически мы получаем ситуацию, когда есть мертвые, которых некому защитить, которых используют в качестве ресурса, чтобы транслировать свои идеи. Эти идеи ведут только в разжигании новых войн и не несут ничего полезного для человечества в целом.




Мужчина с портретом народного депутата Украины Дмитрия Яроша на акции «Никто не забыт, ничто не забыто», подобной российскому «Бессмертному полку». Киев, 9 мая 2019 года
Мужчина с портретом народного депутата Украины Дмитрия Яроша на акции «Никто не забыт, ничто не забыто», подобной российскому «Бессмертному полку». Киев, 9 мая 2019 года

В России происходит откат назад, возвращение к старым методам и формам советского агитационного кино
Василий Павлов

Павлов: Если мы будем говорить о традиции празднования Дня Победы, которая сформировалась в России, начиная с 2005 года, когда это было впервые отмечено в таком масштабе и с такими месседжами, то мы можем заметить, что произошла определенная эволюция в сторону деградации. Если мы возьмем период середины нулевых, то введение новых постулатов сопровождалось довольно серьезным всплеском военно-исторических исследований. Несмотря на определенную заангажированность, они открывали довольно много интересных страниц Второй мировой. Сейчас мы можем заметить, что в России происходит откат назад, возвращение к старым методам и формам советского агитационного кино. Все происходит потому, что российская власть не способна сформировать визию будущего. Из прошлого они выбрали одну икону и на нее ориентируются.




Военный парад в Севастополе, 9 мая 2019 года
Военный парад в Севастополе, 9 мая 2019 года

– Параллельно с «Бессмертным полком» в Киеве провели акцию «Бессмертный Грут» с портретами различных фантастических персонажей. Зачем?

Павлов: Как раз один из наиболее мощных посылов по уничтожению любой пропаганды – это ее высмеивание. Я в этой акции участия не принимал, но ее идеология и форма мне довольно-таки близка. Если бы активисты вышли с серьезными лозунгами, они добавили бы всему этому пафоса и сыграли бы на подъем авторитета.

Костенко: Фактически мы на 9 мая каждый год наблюдаем марш-карнавал, когда достается фотография из чулана, но зачастую люди не знают, что это за человек на фотографии. Они выступают за сохранение памяти, но фактически ее уничтожают. Это превращается в цирк. В итоге человек не сможет понять, что было реальностью, а что – выдумкой. Ничего нового в этом нет – это стандартная попытка легитимизировать себя в каком-то историческом отрезке времени. Фактически такие действа происходили еще в первобытные времена: племя, захватив новую территорию, разрывало насыпанные до них курганы, выкидывало оттуда мертвецов и говорило, что тут лежат наши предки. Еще чаще говорили: «Это наша земля, потому что тут наши могилы».

– Так как в конце концов стоит отмечать окончание Второй мировой?

Павлов: Общество может самостоятельно выработать этот формат. Рано или поздно этот формат, это понимание должно прийти большинству наших граждан.




Активисты общественной инициативы «# ВимкниРосийське» во время акции против российской пропаганды на телеканале «Интер». Киев, 9 мая 2019 года
Активисты общественной инициативы «# ВимкниРосийське» во время акции против российской пропаганды на телеканале «Интер». Киев, 9 мая 2019 года

Костенко: Я считаю, что общего формата быть не может. Человек, который был на настоящей войне и терял там своих близких, знает это не по книжкам, не по фильмам и рассказам, не будет праздновать. Праздника нет, и потому невозможно объединяться с теми, кто не понимает, что это было, как и зачем, для которых это просто выходной день, когда можно поесть шашлычков, выпить водки и поорать песенки.

– Как в нынешней Беларуси обстоят дела с памятью о Второй мировой, Игар? Возможно, подадите интересный пример.

Тышкевич: В Беларуси память о Второй мировой войне есть, достаточно долго это шло в советской канве, но любое независимое государство начинает думать, кто мы есть, и тем или иным образом примерять историю на себя. В итоге в Республике Беларусь есть термин «Великая отечественная война», но, как правило, его воспринимают более широко – это Вторая мировая. Белорусы начали воевать в 1939 году, когда начинали штурм Брестской крепости войска Гудериана, а заканчивали войска Кривошеина. Закончилась Вторая мировая антисоветским подпольем в западной части Беларуси. У нас воспринимают это как все свое, с той или иной мерой лояльности. По закону ветераном Великой отечественной войны может быть признан человек, который либо служил в регулярных войсках, либо воевал в партизанских отрядах даже на территории других стран. Если он был осужден советским судом, после реабилитации он может претендовать на заветную книжечку. Но нигде в законе не говорится про регулярные войска Рабоче-крестьянской Красной армии. Таким образом люди, которые служили в польской, французской, британской армиях тоже могли получить ветеранский статус.

– А есть ли в Беларуси «Бессмертный полк»?

В Беларуси более спокойное отношение ко всем событиям войны, начиная с 1939 года и дальше
Игар Тышкевич

Тышкевич: Здесь есть своя акция – «Беларусь помнит». По формату она очень сильно похоже, тоже чрезвычайно перенасыщена официозом, но русский нарратив туда, мягко говоря, не вписывался. Здесь более спокойное отношение ко всем событиям войны, начиная с 1939 года и дальше. Поэтому российский «Бессмертный полк» может быть составной частью акции «Беларусь помнит». Видимо, российские кураторы посчитали, что им критично проводить свою акцию. Белорусские власти пытались как-то совместить, но у любого терпения есть конец. Инициативной группе отказали в регистрации на национальном и на местном уровне, но в 2019 году в Минске формально акция «Бессмертного полка» состоялась. Им разрешили собраться возле домика первого съезда РСДРП и пройти к стеле Вечного огня. Расстояние по прямой между ними 251 метров, из которых 100 метров в подземном переходе.




«Бессмертный полк» в Севастополе, 9 мая 2019 года
«Бессмертный полк» в Севастополе, 9 мая 2019 года

– Как думаете, стоит взять на вооружение белорусский опыт?

Павлов: Я думаю, что Украина должна действовать, находясь в рамках собственного правового поля, а с другой стороны, мы должны учитывать, что у нас идет война. Помимо открытой фазы, у нас идет информационная война, война на уровне идеологии. Любое действие, которое является открытым или скрытым проявлением враждебной нам идеологии, должно государством всячески предотвращаться.




Маленькая девочка на военном параде в Севастополе, 9 мая 2019 года
Маленькая девочка на военном параде в Севастополе, 9 мая 2019 года

– Как нужно действовать Украине, когда над Крымом снова взовьются ее флаги?

Костенко: Фактически Крым вернется к нам без части населения, по одной простой причине: они сами не останутся. В свое время Германия проходила денацификацию, когда заставляли ездить в лагеря и лично перезахоранивать погибших. Надо будет проводить ту же самую работу. По-другому никак.

Павлов: Это очень длительная, кропотливая и тонкая работа с детскими душами. Повторить с ними то же самое, что было сделано сейчас, тем же самым насаждением пропаганды или подобных месседжей, – это ни к чему хорошему не приведет. Кроме того, мы должны менять сознание не только учащихся, но и тех, кто им преподает. Мы можем предвидеть, какое общество мы там встретим, но не будем знать во всех тонкостях. Когда мы с ним столкнемся, я думаю, нас ждет много сюрпризов.

(Текст подготовил Владислав Ленцев)

Сергей Громенко

Крымский историк, обозреватель Крым.Реалии


Tags: победобесие
Subscribe

Posts from This Journal “победобесие” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments