Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Category:

Золотой закат цивилизации инков




Государственный Этнографический музей дарит возможность увидеть экспонаты Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций


Государственный Этнографический музей дарит своим посетителям уникальную возможность увидеть всемирно известные экспонаты из фондов Музея золота Перу — памятные знаки одной из самых загадочных древних цивилизаций в истории мира. Здесь можно будет окунуться в одновременно страшный и прекрасный мир империи инков и их предков, приблизиться к их представлениям о Боге, Власти и Вечности, которые легли в основу и заглавие выставки.

Для инков золото означало власть не в смысле возможности продавать и покупать — через него можно было связаться с божественными силами и потусторонним миром. Испанцы, которые охотились за золотом ради обогащения, уничтожили их империю. Огромное и могущественное государство доколумбовой Америки с архаическим управлением не смогло противостоять военным технологиям Старого Света.



Образ золота инков связан с самыми грандиозными мифами XVI века. Золото издревле отождествлялось с такими благами, как вечность, власть, богатство. Поиски таинственных сокровищ, преодоления препятствий и сражения на этом пути привели к глобальным переменам в мировом устройстве. Исторически сложилось так, что золото было самым притягательным для человека драгоценным материалом с незапамятных времен и одним из первых металлов, наряду с медью, которые человек стал использовать и обрабатывать. До текущей эпохи его считали наиболее надежным активом, так как оно не было подвержено коррозии и уничтожению. Поначалу золото находили при промывке речного песка, однако в 2000 году до нашей эры в Египте уже добывали золото в шахтах.

Сакральное значение золота у инков было связано с их понятиями о божественном миропорядке. Когда-то оно имело мистический ореол и в европейских культурах, но к XVI веку его практически вытеснили новые, материалистические представления.



Из материалов экспозиции можно узнать, что ювелиры империи инков виртуозно владели ремеслом обработки золота и серебра. Они ковали, расплющивали и сгибали тонкие листы специальными молоточками на камнях-наковаленках. Как и в Европе, в Новом Свете существовала технология золотого литья методом «потерянного воска» — расплавленный металл заполнял форму, из которой при нагревании вытекал воск. Модель предмета лепили из мягкого воска, а затем создавали его золотую копию. Позолоту мастера в Древней Америке наносили двумя способами — покрывали медное или серебряное изделие тонким слоем золотой фольги или, что чаще, вытравливали медь и серебро из сплава металлов с помощью кислоты при высокой температуре, оставляя на поверхности только золото, которое не вступало в химические реакции.

Слово «тумбага», которым был назван медно-золотой сплав, испанцы заимствовали не у инков, а из малайского языка. При больших пропорциях золота предметы из тумбаги внешне неотличимы от золотых. Но при большом преобладании меди вес изделия выдает подделку. В Центральных Андах на золото не скупились, в отличие от мастеров из Колумбии. Железо древним американским культурам не было знакомо, в том числе метеоритное. Это показывают недавние исследования, согласно которым все предметы из железа, бывшие в использовании у индейцев Северной Америки в XIX и даже XVIII веках, сделаны из металла европейского происхождения.



Научная часть выставки рассказывает о предметах быта и способах распространения информации у инков. Данные о количестве людей и важных в обиходе предметов — скота, продуктов, тканей, — зашифровывались в связках разноцветных шнурков с узелками, которые назывались кипу. Считывать с них точные сведения ученые пока не могут.

Музей золота Перу привез в Петербург такие украшения, как ушные подвески в стиле Фриас, названном по местности в верховьях реки Пьюры на севере побережья Перу. Погребения, где хранились драгоценности, были открыты случайно — из-за дождей, размывших грунт. Увы, большая часть этих уникальных находок была разграблена и переплавлена, и лишь три перуанских музея сейчас хранят в своих коллекциях предметы стиля Фриас — кроме Музея золота, это Провинциальный музей Пьюры и Музей археологии в Лиме.

Посетители музея узнают и о такой мрачной стороне культуры инков, как человеческие жертвоприношения. В Центральных Андах практиковалось жестокое и публичное насилие, а у ацтеков существовал истинный культ смерти. Сосуды, ткани и стены древних храмов сохранили изображения богов, держащих в руках трофейные головы пленников или совершающих казнь.



На выставке представлены ритуальные ножи туми с изящным декором и страшной функцией — отделение головы от тела. Они фигурируют в многих перуанских культурах — паракас, ламбайеке и других.

В рамках жертвоприношений создавались ритуальные захоронения, в которых было найдено много золотых и серебряных фигурок людей, лам и альпак — животных, игравших важную роль в хозяйстве и традициях инков. Именно они составляют большинство предметов, хранящихся на сегодняшний день в музейных собраниях.



Для обряда встречи правителя с божеством на Празднике Солнца у инков использовался ритуал распития чичи — похожего на пиво слабоалкогольного напитка (более воинственные племена использовали вместо нее жертвенную кровь). Верховный Инка протягивал руку с кубком в сторону, где восходило солнце, словно предлагая разделить трапезу. Для этого использовались деревянные расписные кубки с изображениями сценок из жизни народа, а также кубки из золота. Чаши, которых касался Инка, считались священными и ими не мог пользоваться никто другой. В культуре ламбайеке высшая знать пила чичу из золотых кубков, окрашенных киноварью, при погребальных и поминальных ритуалах.

Экспонаты, представленные в Этнографическом музее, впечатляют гармоничностью и пропорциональностью, изяществом форм и богатой цветовой палитрой. Смысл столь древнего искусства до сих пор не до конца изучен и понят, поэтому каждому зрителю предоставляется возможность сделать это на свой лад.

Посетить выставку «Золото Империи инков. Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации» можно до 1 августа. Подробности — на официальном сайте выставки.

Людмила Семенова

Tags: культура, это интересно
Subscribe

Posts from This Journal “это интересно” Tag

promo solvaigsamara октябрь 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments