Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

Вадим Жартун - Территория беззакония



Еду сначала по встречке, затем под «кирпич» в «карман» вдоль дома и в арку, к своей парадной — так быстрее и проще. У магазина машины припаркованы в три ряда: на левой стороне улицы, на правой, и прямо посередине — на двойной сплошной. В центре перекрёстка тоже образовалась мини-парковка, ни один светофор не работает. По проезжей части едут дети на самокатах, а им навстречу — внедорожник. Внедорожник пересекает сплошную и аккуратно объезжает детей — опять же по встречке.

Это не кошмарный сон гаишника, не отрывок из постапокалиптического фильма, а будни спального района на Юго-Западе Петербурга.

Интереснейший социально-урбанистический эксперимент сложился там сам собой: сначала согласно генплана построили дороги со всеми причитающимися атрибутами — знаками, разметкой и даже светофорами (пока отключёнными) — Балтийский бульвар, проспект Патриотов, отрезки Ленинского проспекта и улицы Маршала Казакова.

Затем вдоль этих улиц начали строить дома, а дороги закрыли для проезда автомобилей, перегородив въезды в квартал бетонными блоками. Дома построили и заселили, а дороги почему-то не сдали. Но людям же нужно как-то попадать домой, поэтому жильцы сдвинули в стороны пару бетонных блоков, освободив проезд. В результате фактически дороги есть, но правила дорожного движения на них не действуют.

Оказалось, что это очень удобно: детвора облюбовала широкие и гладкие дороги для катания на всём, что имеет колёса — от роликов и самокатов до велосипедов и моноколёс, а автомобилисты ездят и паркуются, где хотят.

Парковка на территории беззакония

В домах на этой «территории беззакония» около 10000 квартир. Соответственно, людей, даже с учётом пока незаселённого жилья, как минимум столько же. При этом в квартале нет ни пробок, ни припаркованных на тротуарах машин, ни сколько-нибудь серьёзных ДТП.

Сначала меня это удивляло, а затем я наткнулся на статью про голландский город Драхтен, и всё встало на свои места. В 2003 в этом городе воплотили в жизнь идеи инженера Ганса Мондермана, убрав из города почти все светофоры, знаки и дорожную разметку. Дороги превратились в «shared space» — общее пространство, где одновременно передвигаются автомобили, велосипеды и пешеходы.

Драхтен - shared space

В результате средняя скорость движения в городе повысилась, а пробки и ДТП с тяжкими последствиями исчезли. Пару раз в год происходят аварии, но обычно это лишь царапины на машинах или совсем легкие травмы. При этом в городе живёт почти 50000 человек.

Сначала кажется странным, что движение без правил оказывается более удобным, быстрым и безопасным, но, если вдуматься, всё предельно логично:


  1. ПДД часто требуют от участников движения использовать гораздо более длинные маршруты, чем это необходимо: даже пешеход не может перейти дорогу в любом месте и должен идти к переходу, а машины и вовсе бывают вынуждены проезжать несколько перекрёстков в поисках разворота, чтобы попасть на нужную сторону улицы.

  2. Светофоры навязывают участникам свой, не всегда оптимальный ритм движения — можно долго и совершенно бессмысленно стоять на красном, даже если дорога, которую нужно пересечь, абсолютно пуста.

  3. Самые страшные ДТП происходят тогда, когда одни участники дорожного движения по какой-то причине нарушают правила, а другие на эти правила полностью полагаются, двигаясь с максимальной разрешённой скоростью и не ожидая опасности.

Когда люди полагаются только на здравый смысл, многие вещи становятся проще и рациональнее: люди идут и едут так, как короче и удобнее, сокращая время пребывания на дорогах. Мало того, зная, что в любой момент и в любом месте может оказаться пешеход или другая машина, водители опасаются разгоняться. Поэтому движение становится более безопасным, ритмичным, без резких разгонов-торможений, а его средняя скорость — растёт.

Значит ли это, что в мегаполисах нужно повсеместно отказаться от светофоров и разметки? Не совсем.

Управление — затратный процесс, и эти затраты должны быть адекватны объекту управления. Поясню на примерах: для управления потоком воды в вашей ванной достаточно примитивного крана. Для управления потоком воды в магистрали на ТЭЦ нужны многочисленные задвижки, клапаны, манометры, датчики и ещё чёрт знает что.

Точно так же разметка, знаки и светофоры полезны на дорогах с высокой пропускной способностью, а в спальных районах они нужны ровно так же, как сканер отпечатков пальцев, термометр, манометр и электропривод вашему крану в ванной — то есть совершенно излишни. Их обустройство стоит огромных денег и делает нашу жизнь только хуже.

И самое главное — это никакая не теория, а свершившийся факт: десятки тысяч наших людей, самых обычных, не голландцев, годами прекрасно передвигаются по «территории беззакония» на всех возможных видах персонального транспорта и никто никого не задавил, ничего лишнего не перегородил, драку за право проехать первым не устроил.

Мы — нормальные и на самом деле очень редко нуждаемся в жёстких правилах. А все, кто утверждает, что нас надо держать в ежовых рукавицах, чтобы мы не поубивали друг друга — сволочи, лжецы и русофобы.

P.S. С ужасом жду момента, когда дороги официально откроют и городские власти наведут на них «порядок» — детям станет негде кататься, машины перекочуют с проезжей части во дворы, а чтобы попасть домой, жителям придётся стоять в очередях на разворот, создавая пробки на светофорах.

P.S. Заходите в мой Телеграм-канал и Твиттер — там тоже много интересного. А ещё у меня появился YouTube-канал — подключайтесь!

источник


Tags: авторитетное мнение, авторитетное мнение.жартун
Subscribe

Posts from This Journal “авторитетное мнение.жартун” Tag

  • Вадим Жартун: Новый поворот

    Хорошо быть идиотом: его жизнь полна ярких эмоций, которые дарит ему каждый неожиданный поворот судьбы, каждый взлёт и падение. Умному скучно,…

  • Ликбез для полицая

    Эх, дорогой ты мой полицай.. О, тебе не нравится слово «полицай»? Попахивает фашистским прихвостнем, сотрудничеством с…

  • Вадим Жартун - Игра Престолов: о чём они думали?

    Я любил Игру Престолов. Правда. Вот есть у меня такая слабость. Этот сериал мне нравился прежде всего не за насилие, секс или драконов, а за…

  • Спасибо Пригожину за классификатор

    В первый раз на моей памяти пригожинское «Федеральное агентство новостей» (прокремлёвское пропагандистское интернет-издание) сделало…

  • Вадим Жартун - Страшная месть

    Все должны меня любить. Это закон природы! (с) Но, увы, даже такие фундаментальные константы мироздания иной раз дают сбой — у многих я…

  • В.Жартун - От мира до войны

    Вы ещё помните присказку «лишь бы не было войны»? Для жителей позднего СССР эти слова были чуть ли не высшей ценностью, достаточной…

  • В.Жартун - Я угробил Суперджет. Это я Путина президентом сделал...

    В общем, это я Путина президентом сделал. Я позволил себя, как дурачка последнего, развести. Я на происходящее глаза закрывал. Всё я. Поэтому и…

  • В.Жартун - Педагог, и этим всё сказано

    Каждый раз, когда педагоги вытворяют что-нибудь «этакое» — то ученика матом обложат или изобьют, то попов в школу пригласят,…

  • Вадим Жартун - #ЯЖМАТЬ

    Каждый из нас чего-то боится. Когда я еду за рулём, самая страшная из моих фобий — это детская коляска, внезапно выкатывающаяся на дорогу…

promo solvaigsamara октябрь 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments