Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

Евгений Ихлов: Необходимо констатировать ментальное банкротство России



Начну с главного и несомненного для меня.

Россия — это локальная цивилизация (субэкумена), точнее, субцивилизация, входящая в общую систему западных цивилизаций.

Сейчас она — "цивилизация-дочка" Европейской субэкумены (наряду с другими своими "цивилизациями-сёстрами" — Северной и Латинской Америками, Южными Балканами и Израилем), хотя в конце 15-го века Русская субцивилизация возникла как "дочка" Византии и только спустя два столетия была "перемагничена" Европой.

Уже с первых годов прошлого века русская культура (почти рывком) достигла уровня культуры мирового класса с точки зрения свершений в искусстве, науке и достижения ментальных горизонтов, и, разумеется с некоторыми историческими колебаниями, этот уровень удерживается и по сей день.

Более того, российской субэкумене принадлежит такая неоспоримая заслуга, как мирное изживание одного из самых свирепых и циничных тоталитарных режимов в современной истории. То, что уже с середины 50-х годов этот режим был "не такой уже и страшный", опять-таки именно заслуга культуры, подавившей наиболее чудовищные тенденции советской власти, всё больше вытесняя их гуманистическими и демократическими ценностями, выработанными и усвоенными ею.

К сожалению, мне вновь и вновь приходится констатировать, что собственные культурные ресурсы Российской субэкумены недостаточны для противодействия путинизму, определяемому мною как "облегчённый рыночный сталинизм". И дело не в её порочности или цивилизационной слабости — у русской культуры просто нет "антител" против нынешней её болезни. Она никогда не сталкивалась с вызовами такого уровня сложности. Был успешный опыт преодоления "православного султанизма", фактически рабовладельческой системы; потом — преодоления вестернизаторского имперского деспотизма; потом — большевизма и коммунизма. Сейчас же всё иное. До этого было сопротивление навязанной властью несвободе (в т.ч. прививаемой декоративной европеизации). Теперь же речь идёт о добровольном отказе от свободы, о "веймарском синдроме". При этом — в контексте эпохи быстрого расширения возможностей "потребительских свобод".

С выхода ленты Манского началась полоса разоблачений ельцинских реформаторов за их вклад в рождение путинизма. Но как раз они действовали единственно возможным способом — придворным бюрократам (а они были именно чиновники-реформаторы) нужен был "канцлер", защищающий их от политических и аппаратных врагов (Ельцин, как и полагается правителю-реформатору, всё время жертвовал своими сподвижниками ради "выигрыша качества") и дающий возможность выполнять задуманное.

Однако главная поддержка путинизма шла от интеллектуалов, поддержавших курс на "бархатный пиночетизм". Почему Гайдар, Греф, Кудрин, Немцов, Улюкаев и Чубайс поддержали 19 лет назад Путина как спасение от тандема Примакова — Лужкова и радовались победе Путина над Зюгановым — совершенно понятно.

Куда интереснее разобраться, почему в январе 2000-го Путина выдвигала инициативная группа, в которой были Фазиль Искандер и Юрий Любимов, почему ранний путинизм увлечённо строили Глеб Павловский и Олег Кашин.

Вновь и вновь повторяю: российская интеллектуальная традиция сама не может победить путинизм, она может лишь добиться некоторых оттепельных периодов внутри него.

Все идеологические атаки на путинизм ведутся с трёх направлений: а) при Сталине такого бы не потерпели; б) в России Серебряного века было всё лучше; в) надо, чтобы было как в Америке (Швейцарии)...

Предлагаются либо исторически полностью изжитые модели, либо совершенно чуждые России цивилизационно.

Поэтому необходимо констатировать ментальное банкротство России и категорически отказаться от бредовых доктрин "духовного превосходства", от грёз, что Россия в ближайшие десятилетия сможет привнести новые смыслы в развитие мировой цивилизации.

Должна быть осознана необходимость полной и безоговорочной культурной капитуляции перед Западом, потому что, как показал опыт двух веков отечественной истории, любое культивирование "особости": отказ от либерального конституционализма; попытки создать мировую псевдорелигию и квазивизантийскую империю, а после краха советской власти — неорусский империализм и fascism-light — становятся лишь изощрёнными способами социального суицида.

Но есть и почва для оптимизма. Германская и англосаксонская культуры создали прекрасные традиции изживания имперского реваншизма и шовинизма. Латиноамериканские мыслители (почти у нас неизвестные) много поработали над противоядиями от олигархических псевдопарламентских полицейских диктатур, так напоминающих путинизм.

Читайте послевоенных немецких писателей и аргентинских социологов — они всё про нас написали.

Русская культура должна проклясть саму идею империализма. Можно быть сколько угодно верным памяти империи как государства-цивилизации, однако в доктрины "Русского мира" и Альтернативного геополитического полюса должен быть забит осиновый кол. Торжественно и всенародно.

Должен быть проклят милитаризм. В двадцатые годы итальянские социалисты не случайно запрещали участие в любых казённых церемониях чествования героев войны — они отлично помнили, как патриотические истерики ввергли страны в совершенно ненужную и очень дорого обошедшуюся войну с австро-германским блоком. Муссолини с социалистами порвал и сделал ставку на военный патриотизм ("можем повторить"). Результат хорошо известен.

Мы убедились, что любое воспевание героизма в отрыве от разоблачения преступной политики государства ведёт к новым и новым войнам.

И очень возможно, что следующая будет последней: прорвавшийся к власти на волне право-левого популизма сумасшедший генерал, перед лицом венесуэльско-аргентинской инфляции, бросит танки на Киев или нанесёт ракетный удар по американским базам в Аравии (месть за очередных разбомбленных наёмников)...

Здесь я вынужден напомнить, что всю осень 1999 года Улюкаев писал в парижской "Русской мысли" колонку за колонкой о том, что, прорвавшись к власти, группа Лужкова, после того как она развалит финансы экономическим популизмом, начнёт "отвлекать массы от классовой борьбы" войной с Украиной за Крым (лозунг "вернуть Севастополь и Крым" были тогда главной политической фишкой столичного мэра). Это я к тому, что сторонники Путина видели перед собой в качестве альтернативы "ученику Собчака" академика Примакова, ведущего за собой к власти ПГУ КГБ, и Лужкова с его оголтелым имперским реваншизмом. Фактически тогда соперничали две "партии войны" — крымской и чеченской. Это — для правильной исторической оптики.

И должен быть проклят сам принцип воспевания имперскости (под эвфемизмом "собирание русских земель"), в дискурс общественной мысли должно прийти (вернуться) напоминание о каскаде истребительных войн Москвы, а потом Русской и Российской империи со всеми её соседями, начиная с Твери и Рязани, о геноциде на Западном Кавказе и на Камчатке, о войнах с индейцами на Аляске.

Альтернатива всему этому — капрал миротворческих сил Бабченко, швыряющий с брони "абрамса" гуманитарные пайки в толпу на полуразрушенной Тверской...

Это — оптимистический сценарий. Пессимистический — радиоактивный пустырь на месте "комфортного пространства", идеальное место для реноваций "полуденного" XXII века...

Теперь о самом горьком.

Запад не выиграет Вторую холодную войну (или Третью, если считать Второй — Рейгановскую, после "ничьей", завершившей "хельсинкским перемирием" 1975 года — Первую), если не будет воспринимать всё идущее из Эрэфии [это и не Россия, и уж тем более не федерация] как враждебное, если он не станет таким же "русофобским", каким был антикоммунистическим... В 70–80-е годы была видная всему миру "другая-Россия" — диссидентская, правозащитная, с лучшими интеллектуалами, изо всех сил сопротивляющимися советчине. Сегодня почти ничего это нет.

Герои, которые сражаются с системой, — это действительно люди из народа, демократическая интеллигенция в западном понимании этого слова, получающие в ответ удары дубинками, аресты и фальшивые уголовные дела, иногда и пули, а вовсе не дизлайки под своими постами.

Сегодня в России [тут выделяю её от "федерации", где есть свои — национальные и религиозные резоны отвергать политику Москвы] нет организованного духовного и интеллектуального сопротивления путинизму, деспотизму, империализму (в связи с войной в Сирии жалеют деньги, а вовсе не разбомбленных или отравленных хлорином и зарином сирийцев) и имперскости, есть лишь всплески протестов против "перегибов линии" и "отдельных злоупотреблений".

Поэтому для своей победы свободный мир должен принимать почти весь современный духовный продукт из Эрэфии либо как апологию деспотии и агрессии, либо как их ширму. Как "праздник спорта" в Берлине 1936 года или гипотетическую международную конференцию о духовном наследии Гёте, проводимую сразу после Хрустальной ночи...

Или как непрерывные гастроли ансамбля Александрова или Большого театра — в тени которых шла — по разработкам Примакова — поддержка КГБ левого арабского терроризма...

Не могу не вспомнить, как добивались расширения выезда евреев "хулиганствующие молодчики из пресловутой "Лиги защиты евреев", раз за разом срывавшие в Америке концерты советских знаменитостей, в т.ч. швыряя дымовые шашки в зал...

Единственный достойный сегодня культурный продукт из России — это чёткое и однозначное интеллектуальное и духовное сопротивление.

Разумеется, антиимперское и антитоталитарное, а не бурные сетования, что вместо растраты сил на Сирию надо идти на Харьков и Киев или что надо перестрелять "либерастов"... Как это было относительно Третьего рейха, например.

Кончилось советское время, когда уход в нейтральные темы, в "чистое искусство" был почти единственной возможной формой защитить себя и других от официально пропагандистского бреда и народно-интеллигентский культ Есенина и Высоцкого был прививкой от большевизма и сусловщины... Теперь у нас режим, так сказать, "демобилизационный" — система как раз поощряет эскейпизм и за должность придворного "агитатора, горлана-главаря" ещё надо очень и очень побороться.

Поэтому "духовные заслуги" [скрытая цитата] положены лишь за ментальное противодействие злу. И надо понимать, насколько глубоки в культуре корни сегодняшнего зла и до какой степени русская культура должна быть "отформатирована", как старательно должны быть найдены в ней демократические "гены".

Семь десятилетий тому назад это понял (относительно Германии) Бертольд Брехт, не просто обличивший "чрево, ещё способное вынашивать гада" [не будь англо-американского контроля над Федеративной Республикой, она в десятилетие вернулась бы к "вставанию с колен" и к реставрации фашизоидных форм власти], но и увидевший в романтической традиции немецкой культуры (между прочим, один из важнейших её компонентов, на которой и базировалось её своеобразие) как один из ментальных источников нацизма...

Западногерманская культура с тех пор провела над собой огромную работу, итог которой подвёл Дмитрий Львович Быков, постоянно подчёркивающий исчезновение аутентичной Германии...

Но это просто немцы отучились "учить жить" окружающих и воображать, что их "душевность" и "особый путь" спасут Запад от разложения... А четыре десятилетия назад к аналогичным выводам пришли испанцы и португальцы...

Евгений Ихлов


Tags: аналитика, россия для мира
Subscribe

Posts from This Journal “россия для мира” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments