Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

"Евровидение" как предчувствие



Александр Хоц: На конкурсе "Евровидение" в Израиле мы увидим "тест" на приоритетность ценностей

Непростое испытание ждёт российских комментаторов на майском "Евровидении" в Израиле. Помню до сих пор, как шокировали их крашеные ногти польского певца Михала Шпака ("Что ты творишь-то, Михал?" - восклицал в эфире российский журналист). Не говоря уже о шоке от сценического образа Кончиты Вурст.

В этом году Францию представит 19-летний Билал Хассани (Bilal Hassani), неуловимо похожий на юного Галкина, с "королевскими" амбициями, если судить по песне ("Roi"). О вокальных данных мне судить трудно, но песня понравилась: выразительная мелодия, "белозубое" исполнение. Ее можно напевать в дУше и она запоминается.

Марокканские корни парня, как и его открытая гомосексуальность, - сообщает пресса, - взбесили "правых" и расистов, забросавших его угрозами. И это уже – не ироничный или музыкальный, а социальный контекст, который (на мой взгляд) наиболее интересен в оценке конкурса.

Очевидно, что гендерное разнообразие, которое демонстрирует "Евровидение" - это (вольное или невольное) продвижение глобальных ценностей. Известно, что открытость ЛГБТ снимает массу комплексов (напряжений, страхов) в обществе. Привычка видеть рядом и в быту (или на экране) – "иное" и "неблизкое" - сокращает дистанцию между людьми. "Чужаки" и "группы" уступают место "просто людям", - в интересах "большинства", которое не тратит силы на фантомы, а создаёт комфортную для всех, удобную среду.

В определенном смысле "Евровидение" - не только отражает европейскую реальность, но и задаёт ориентиры "европейской идентичности". Ставка на разнообразие играет здесь большую роль.

Это не только музыка, но и парад индивидуальностей. Ты можешь быть любым, - если ты талантлив и верен мечте (слоган конкурса в этом году: "Dare To Dream", дерзай мечтать).

Вряд ли симпатичный, улыбчивый парень с женскими чертами созданного образа сильно удивит европейскую публику, прекрасно знакомую с эстетикой гей-парадов. Но для "скрепных" обществ, "повернутых" на архаике, созерцание Билала Хассани будет неприятным испытанием. Речь, понятно, о России. И самое интересное в этом неприятии – разобраться в его природе.

В западной традиции - уважение к личности. Ваш гендер (имидж, образ, сексуальность, стиль одежды) – это ваше неотъемлемое право, а не коллективная собственность. Если вы достойный человек и интересная личность, то общество оценит вас за эти (наиболее важные) качества, а не за "стандарт" и норматив".

Установка на разнообразие (как показал опыт) - базовое условие развития. И наоборот: установка на "силу традиции", общую серость – характерны для "стадных" обществ, где коллектив имеет "право" на ваше "я".

Страны, где носили "брюки клёш" и заводили гей-парады, - двинулись вперёд. Страны, где боролись со "стилягами" и загоняли "меньшинства" в подполье, дружными рядами плетутся в аутсайдерах, не вылезая из бедности.

Пресловутая российская "соборность" и "общинность" (когда-то бывшие условием выживания на огромной территории), оказались тормозом в пост-индустриальную эпоху, которую двигают личности, а не "классы"; индивидуальности, а не "массы". (Смартфон в любом кармане подтвердит правоту этих слов).

Если в начале прошлого века огромное количество людей примерно представляло себе, как построить мост или паровую машину, - то сегодня такое же огромное количество (включая целые страны) понятия не имеет как собрать смартфон. Чем тоньше технологии, лежащие в основе цивилизации, - тем ценнее вклад креативных "одиночек", малых групп, "умников" и гениев. Пост-индустриальный мир – эпоха отличников, а не дворовых команд.

В социальной жизни – приоритет уникальности выражается и на сцене. У вас есть право на собственный образ, право быть собой (ваша идентичность – общая ценность). Продвинутое общество видит в индивидуальности достоинство, а не угрозу.

И наоборот, страны архаики, "скреп" и "стандарта" (Россия, исламский и "третий мир"), которые охотно потребляют западную продукцию, потому и не способны освоить технологии, что считают диктат большинства – основой жизни. Иранский смартфон, российский планшет - звучат довольно кафкиански.

Но мозги не уживаются в среде, где от них требуют ментального "стандарта". Яркие ученые – "валят" из России, Сколково – остается фантомом кремлёвского воображения, а "меньшинства" загнаны в подполье. Всё это звенья одной цепи: порочность социальной установки на "собор", общину и колхоз, - а не на личность.

Российское восприятие Билала Хассани определяется этим порочным комплексом. Серость не терпит "белых ворон". А неустроенная серость (с массой социальных проблем) – впадает в буйную агрессию.

И действительно.. Если "наши русские ребята" возьмут Билала за образец, то кто будет родину защищать? Кто будет пополнять армейские ряды, а заодно "плодиться и размножаться"? Да и в "церкву" в таком виде не пойдёшь. (Это верно).

Простая мысль о том, что базой общего успеха может быть не армия, не церковь, не казарма, а мозги и культура самовыражения – не приходит нации в голову.

По большому счету, на конкурсе в Израиле мы увидим "тест" на приоритетность ценностей. Что для нас (как нации) важнее – уникальность, нестандарт, право быть собой, выбор "цветущей сложности", - либо "право большинства" тиражировать серость.

И почему-то я заранее уверен, что мы этот "тест" провалим.

Фото: Инстаграм Билала Хассани.



Александр Хоц

Facebook



Tags: ино.музыка, конкурсы
Subscribe

Posts from This Journal “конкурсы” Tag

Buy for 30 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments