Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

Вадим Степанцов: "Царство грязи и насилия. Других вариантов не вижу"




Лидер группы «Бахыт-Компот» — о том, почему его может постичь участь Хаски, а он все равно имперец.

Меня предостерегали от разговора с ним. Главным образом потому, что Степанцов — идейный противник, находится в лагере патриотов и государственников, выступает в Донецке, ненавидит Навального и дальше строго по списку. Но во-первых, разговаривать нужно со всеми, а во-вторых, я никогда не верил, что лидера «Бахыт-Компота», автора «Пьяной-помятой пионервожатой», можно зомбировать имперством и поставить во фрунт. Это все равно что махновца переквалифицировать в вохру. Тут что-то не то. Как умный образованный человек, поэт, панк с контркультурным багажом еще времен перестройки может топить за то же, за что прокуроры и цензоры? И он на этот вопрос ответил.


— Вадим, а как получилось, что новый, только что записанный альбом «Мастодонт» вышел таким политкорректным и бесконфликтным? К музыке претензий нет, она на высоте, но я вспоминаю альбомы «Бахыт-Компота» «Страшнее бабы зверя нет», «Охота на самку человека», «Раздень меня по телефону», «Стереобандитизм» — каждый как пощечина обывателю. А тут «Маленькая фея», «Ангел света». Обыватель будет доволен. За исключением слова «жопа», и то в патриотическом контексте, все очень благопристойно. Где былое хулиганство? Как будто кто-то сказал: «Master, don’t!»

— А про Путина, который «подложил крымскую свинку», после чего стало «не на что жить и кататься по миру», вы не услышали? Впрочем, это в той же песне, где «жопа».

История создания альбома начинается на Майдане 4 декабря 2013 года, когда один безумный крендель, представившийся промоутером, привез нас играть в киевский клуб. Но когда мы приехали, нам сказали, что в клубы никто не ходит, все на Майдане. Концерт отменили, и я стал репу чесать, мне было идеологически стремно. Я и против первого Майдана кулачки держал, и на Болотную не ходил. А потом подумал: ну, блин, блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые. У меня такое было, по Шевчуку, предчувствие гражданской войны. С другой стороны, я их понимал: было ясно, что Янукович хуже горькой редьки всем опротивел.

В общем, пришли мы в закулисье Майдана, а там такие все ласковые, особенно пожилые: «Ой, а мы вас знаем…» Какие-то поэты читали, кто-то речи толкал. Вышли и мы. Спели две песни. «Ой, мороз, мороз», которая вошла потом в этот альбом, и «Скаженна троянда», есть у меня такая вещуля, переделка «Where The Wild Roses Grow». Там в оригинале на две партии разложено, мужскую исполняет Ник Кейв, женскую — Кайли Миноуг. Мужскую я спел по-украински.

— А потом проходит совсем немного времени, и вы вступаете в Союз писателей ДНР. Как это получилось?

— Во-первых, я донецкий по рождению, хотя и не жил там. Раньше это никого не волновало, а в 2014 году стало важно. В Донецке не так много писателей, так что это понятный шаг.

— Кто еще входит в Союз?

— Если говорить о тамошних, я знаю только двоих: поэт Володя Скобцов и фантаст Румянцев, вряд ли вы о них слышали.

— А из России?

— Юнна Мориц, конечно же. Уверен, что и Прилепин.

— И чем они занимаются?

— Проводят каждый год фестиваль «Большой Донбасс», пытаются с большой земли авторов подтянуть. Ну, из сильно знаковых величин, понятно, что почти никого там нет. На каком-то из фестивалей отметился Прилепин, так, походя, мелко это для него. Мелкооптовые российские рок-группы периодически выступают, самые крупнооптовые из которых — Чичерина и Вадим Самойлов.

— С трудом могу представить вас рядом с Чичериной или Скляром. Чичерина, играя скулами, поет: «Это наша земля и мы будем стоять». Скляр с мужественными интонациями поет: «Русские своих не бросают, это закон». И тут выходит Степанцов с добродушной физиономией, с голосом ловеласа-забулдыги, и вся конструкция рушится. Голос-то не спрячешь, голос все равно издевательский. Даже если вы споете гимн Российской Федерации с самыми лучшими намерениями, все равно это будет звучать как стеб.

— Совершенно верно. Люблю, например, по пьяни спеть «Марш коммунистических бригад» или что-то про пионерию, у меня хорошо получается. Конечно, сейчас это не может иначе как с издевкой петься.

Имперскость требует других форм изложения. Когда едешь по Донецку и видишь все эти плакаты в стилистике позднего совка, подташнивает, если честно. Ну, не работает это уже.

Не знаю, может, мне кажется, но скляровская «Возьмем Манхэттен, а потом Берлин», она пафосная, но все же не совсем по серьезке, не без иронии. А у Чичериной на голубом глазу, да.

— Тогда вообще непонятно. Вы видите, что все это не по-настоящему, вас подташнивает, но все-таки вы вписываетесь во всю эту патриотическую движуху. Зачем?

— Я же не упоротый путинист, я прекрасно вижу, из чего состоит ткань нынешней власти, мне это гадко, порою хочется глаза закрыть и не думать. Они как саранча, все эти структуры властные, жрут и жрут. Но я вижу людей, которые слепо против власти, и меня от них тоже воротит. Они настолько упороты, что не хотят видеть того хорошего, что власть жуликов и воров все-таки принесла. Да, воруют, ручки в сале, но дороги строят, дома строят, заводы строят.

— А не украв, не построить?

— В России, боюсь, что нет.

— И без посадок тоже не обойтись? Вы же прекрасно понимаете, что людям, которые сажают сейчас Хаски, отменяют концерты и пополняют экстремистские списки, ничего не мешает взяться за вас. Есть у вас одна песенка, перед которой весь сегодняшний рэп с наркотиками, матом и сексом выглядит детским садом.

— «Восьмое марта — мамин день»?

— Да. Хочу процитировать:

Я куплю много маленьких белых котят,
Я сниму с них красивые шкурки.
И когда все от боли они завопят,
Я скажу им: «Потише, придурки!

Вы разбудите милую маму мою,
Это лучшая мама на свете.
Я из вашего меха ей шубку сошью,
Пусть про это напишут в газете».

Мама, мама, не надо меня колотить,
Ну и что, что котята вопили?
В женский праздник я шубку хотел тебе сшить,
А котят все равно б утопили.

— Да, если б я был звездой ютьюба, меня за это родительские организации удушили бы. Но за старое сейчас можно любого взять. Недавно перечитал Пелевина «Чапаев и пустота», там есть отличный такой момент, когда бандиты сидят у костра и, накушавшись грибочков, рассуждают о Боге, о церкви, вот это все. Сегодня за это бы посадили, это очень дерзко. Не хотел бы я власти людей, которые запрещают Хаски и даже Элджея.

— Но они уже у власти, вы не заметили? Это и есть империя, она так работает.

— Да какая империя, тут скорее надо вспомнить Иран, или Кампучию, или ИГИЛ, как известно, запрещенный в РФ. Это деградация народа, нации, она не зависит от строя. Могу до кучи еще подкинуть пример. Недавно пригласили нас на закрытие байкерского сезона под Питер. Мы пели, народ веселился, радовался, а потом какие-то люди из города Тосно услышали нашу юмористическую песню с припевом: «Эдик, ну какой же ты педик, это только понты», побежали к своим товарищам и сказали: «Там про пидорасов поют!» Чуть мы под раздачу не попали, нас вовремя увели. Я не знаю, на чьей стороне эти люди, за империю они или против, но это такая хтонь и тьма, что просто хоть вешайся.



— Пока мы с вами спорили о судьбах родины и выясняли, кто прав, такие и пришли к власти. У них нет идеологии, они как газонокосилка — выкашивают и левых, и правых, и патриотов, и либералов, всех, кто высовывается. Тупая машина работает, безмозглая и безжалостная.

— Согласен, все так. А кадры эти, которые идут на госслужбу и прорываются по карьерной лестнице! Им по головам пройти ничего не стоит, они, собственно, и идут. Но вы посмотрите, что происходит в Европе, или в Америке, или на Украине, там в плане оголтелости вообще ни разу не лучше.

— А кто спорит? Я только не понимаю, каким образом их мерзавцы оправдывают наших мерзавцев. Это странная логика. Но давайте вернемся к имперской теме. Есть у вас мощнейшая вещь, программная, со словами «Я люблю тебя, империя, царство грязи и насилия!». Клип на нее одно время крутили по телевизору. И такая боль там: человек все понимает, а все равно любит. Но неужели иначе никак, без грязи и насилия?

— А я не вижу вариантов. Революция? Но от революций, как говорил Теофиль Готье, выигрывают только стекольщики, и мы это видим на всех без исключения примерах за последние тридцать лет. Давайте на секунду представим, что Навальный — это добро. И вот он побеждает, с кровью, потому что без крови власть ему никто не отдаст. Но понятно же, что этих его детишек, будь они хоть самые распрекрасные и честные, не хватит, чтобы занять все госдолжности. Их займут другие люди, примерно те же, что и сейчас. И будет все то же самое, такой же прокурорский беспредел. Не пройдет и двух лет, как условного Хаски опять посадят. Только тут он уже сутками не отделается.

— Я смотрю, совсем вы в людей не верите. Получается, если их не тыкать в спину автоматом, они ни на что хорошее не способны.

— Получается, не способны. На этом пространстве, от Белоруссии до Китая, только авторитарный строй и возможен.

— Русофобия какая-то.

— Ну, это вы передергиваете. Я просто хорошо историю знаю. Да, авторитарное устройство общества душное, отвратительное, но если хомут ослабить, все тут же рассыплется. Уже ослабляли и уже рассыпалось. Замечательные реформы провел царь в 1870-е годы, очень прогрессивные, либеральные. И тут же появились бомбисты, сотнями, тысячами расстреливали и взрывали чиновников, жандармов, а потом пошли эксы, то есть попросту грабежи. Чем кончилось, мы все знаем. Бесы наружу вырвались. И кстати, советская власть так же кончила, как и царская, и по той же причине.

— Ослабили хомут? Но ведь если бы не ослабили, вам с вашим куртуазным маньеризмом и ансамблем вандалической музыки «Бахыт-Компот» пришлось бы, мягко говоря, нелегко. В лучшем случае вам бы просто не позволили выступать. В худшем — выбор между эмиграцией и тюрьмой.

— Я и при ослабленном хомуте не избежал неприятностей. Но обошлось, прошло по касательной. Когда заканчивал Литинститут, в конце восьмидесятых, председателем экзаменационной комиссии назначили Михалкова. Он сидел в своем переделкинском далеке, в таком генеральском пузыре, и еще не чуял, что ветер-то поменялся. И вот он перебирает дипломы, а дипломы — это такие проекты стихотворных сборников. Один кавказский юноша пишет: «Горы мои, мой Дагестан…» Ну, понятно. «Березы мои русские…» — пишет чувак из Тамбова. Это тоже понятно. Но когда в руки советскому человеку попадает сборник «Убей меня, красотка, на заре!», его переклинивает, он не понимает, он в раже. Там, кстати, и «Империя» была, о которой вы вспомнили. Про царство грязи и насилия я в те времена еще написал.

Тут надо учесть, что раж Михалкова многократно усиливался из-за сына, по тогдашним понятиям, предателя и фашиста. Я имею в виду Кончаловского, который был тогда в эмиграции. Мой мастер, Лев Иваныч Ошанин, передавал мне их телефонный разговор: «Серега, понимаешь, вот ты сатирик. А у молодых сейчас другая сатира. Он тоже сатирик, но приемы другие».

— «Какой он нахер сатирик! Это фашизм! Только через мой труп! Не видать ему диплома, я его вообще уничтожу…»

Было не то чтобы страшно, но гнусно и печально от этого от всего.

— А чем кончилось?

— Ректор, в будущем министр культуры РФ Сидоров, отмазал меня. Дал Михалкову путевку в Египет (тогда это было о-го-го), и он уехал.

— Вам такие расклады нравятся?

— Не нравятся! Но все равно советский мир мне понятнее, чем тот, в который нас зовут либералы. Я же не слепой, я вижу, что опять вся эта брежневщина вернулась. Не 1937-й, о котором так любят покричать, а именно поздний застой, вязкий бесконечный тупик. Даже музыкантов взять: из моих друзей кто банщиком работает, кто поваром, кто инструментами спекулирует. Абсолютно майко-цоевская жизнь, 1982–1983-й примерно. Тогда так же было: если ты не Юрий Антонов, сторожи или кочегарь. А сейчас, если ты не «БИ-2» и не Шнур — то же самое.

— И? Так и оставим?

— Конечно, хочется выйти из тупика, но только не как с Януковичем. Если здесь случится Майдан, такой тарарам пойдет, что Украина детским садом покажется.

Я иногда думаю, что это такой хитрый ход путинский: показать нам кривое зеркало. Все те же жулики и воры, не отлаженный механизм правосудия, только еще хуже, еще страшнее, еще абсурднее.

— Вы имеете в виду «ДНР»?

— Украину. Но и «ДНР» зеркалит эрэфию не в лучшем ее изводе.

— Хочется спросить: кто ж вас так напугал, что вы сидите и дрожите? Согласны на любой беспредел, лишь бы не было хуже. Но я знаю ответ: девяностые.

— Пальцем в небо. В девяностых я был счастлив. Я умел не замечать уродства окружающей жизни, гримасы надвигающегося капитализма. Слышал, правда, выстрелы в соседних кварталах, у нас на Красносельской постреливали. Но спасали грезы, я жил в мире грез.

А сейчас, видимо, потому что взрослый, уже не спасают. Кстати, и альбом новый — та же попытка уйти от безобразий окружающего мира, только уже сегодняшних. Вы правильно сказали, что альбом бесконфликтный, конфликтов мне и в жизни хватает. В чем была идея куртуазного маньеризма? В попытке гармонии. Отвлеченные картины на темы маркизов в туфлях на красных каблуках, пастушек и прочих забав в гротах и на пленэре.

— Отсюда и возникал комический эффект. От сочетания сегодняшней жизни, где хрен знает что происходит, со всей этой красотой эпохи Людовика.

— Комический — да, но и гуманистический тоже. У меня были стихи о бухгалтере Иванове и летающей тарелке. «Как волк голодный, он в полночный небосвод/Вперяет иногда тоскливые гляделки./И, принявши стакан, потом другой, идет/К запрятанной в лесу летающей тарелке». Понятно, что это не об инопланетянине, это о человеке, который привязан к юдоли земной, к нелюбимой местности, нелюбимой работе, но мечтает о чем-то большем, как и многие. Вот такая вселенская тоска у нас всех. В этом-то все и дело.

Ян Шенкман
спецкор

P.S.

Мне хотелось спросить его: а стоят ли эти грезы разрушенных домов в чужой стране и чужих жизней? Конечно, Украина для Степанцова, как и для многих из нас, в том числе для меня, не чужая. Но она-то в этом не виновата!

И еще хотелось спросить: вам не нравится Навальный, Макаревич, Майдан. Хорошо, представим, что всего этого нет, все проблемы как-то сами инопланетным образом разрешились. А позитивная-то программа какая? Как нам дальше всем жить?

И я спросил, но он ушел от ответа. Да я и сам бы ушел. И любой на его месте ушел бы. Позитивной программы ни у кого из нас нет.  «Чего еще желать? Казалось бы, живи! Работай, веселись, культурно развивайся, Читай «Декамерон», смотри цветной тиви, А то в облдрамтеатр на выходной смотайся. Но нет, грызет тоска инопланетный ум. Обилие скота не радует, не греет. Искусство и тиви не возбуждают дум. Бухгалтер Иванов пьет водку и звереет».



IMHO – solvaigsamara   
В начале прочтения интервью аж искры из глаз полетели… Вадим Степанцов – гуляка и Поэт;
автор песен, певец, музыкант и актёр; автор текстов для групп "Браво" ("Король Оранжевое лето", "Добрый вечер, Москва", "Жар-птица"), "На-На" и "Тату"; создатель Ордена куртуазных маньеристов (!) и музыкальной группы "Бахыт-Компот" и... - патриот-государственник, поддерживающий бандитов и террористов днр/лнр?!
"Как умный образованный человек, поэт, панк с контркультурным багажом еще времен перестройки может топить за…" пынинский режим? – вопрошает автор интервью.
В.Степанцов искренно ответил на эти и другие вопросы в этом неоднозначном интервью.
Продолжая вопрошать "как же так получилось?", не хочу осуждать Степанцова. У всех своя правда, как говорится, тем более, что несколько моментово в сказанном Степанцовым не только понятно, но даже близко моему мировосприятию (например, про то, что революцию делают и погибают одни, а к власти приходят всё те же подонки или пришедшие становятся такими же мерзавцами, как предыдущие).
Но в целом всё равно  уму непостижимо, как "сдулся" талантливый человек!


***

В ознакомительных (кто не в теме творчества Степанцова) целях запостила это видео.



*

Ну, а это трэшевое (по содержанию и сути диалога) видео, конечно же, не ради пиара неуважаемого мной Прилепина, а справедливости для - для понимания такой противоречивой личности, как Вадим Степанцов.




Tags: имхо, музыка наша
Subscribe

Posts from This Journal “музыка наша” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments