Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Когда нет рекордов, имена неуместны




Российские чиновники прикрывают славными предками собственную наготу и развал реальной работы по развитию авиации и транспортной инфраструктуры



Телеграфисты и приказчики с дамами старались по-французски объясняться, хотя языка вовсе не знали. Красивые слова гипнотизируют публику, это знают все фокусники. И еще лучше знают политики — для них звонкие лозунги важнее сути, до которой еще надо докопаться. Из всех политиков в мире лучше всех играют в слова российские. Могли бы телеграфистам и фокусникам всех мастей сто очков форы дать по части того, как втираться в доверие и ускользать от ответственности.

Заканчивается конкурс «Великие имена России», который был посвящен выбору названий для пяти десятков российских аэропортов. В голосовании приняло участие 5,5 миллионов человек. То есть мероприятие зацепило общественность. Список имен обнародован, теперь высокое руководство примет правильное решение, хотя кое-где предстоит второй тур.

Лично у меня на душе неловкость и тяжелая хмарь от государственной благоглупости. Да, присваивать имена выдающихся людей аэропортам — мировая практика. Но этой чести удостаиваются самые крупные аэропорты с национальным статусом. В Нью-Йорке — аэропорт Джона Кеннеди, в Вашингтоне — Рональда Рейгана, в Париже — Шарля де Голля, в Риме — Леонардо да Винчи. В России есть несколько аэропортов, которые носят имена исторических деятелей. В Ростове-на-Дону — атамана Платова, в Ульяновске — Карамзина, хотя об авиации эти замечательные люди даже не мечтали. В Оренбурге и в Барнауле присвоили аэропортам имена космонавтов Гагарина и Германа Титова, которые по первой специальности были военными летчиками.

Но провести ковровую бомбардировку по всем аэропортам — это казенная кампанейщина. И, в итоге, нелепица и абсурд. Почему чиновники схватились за идею наименования? Потому что славные имена предков прикрывают их собственную наготу и развал реальной работы по развитию авиации и транспортной инфраструктуры.

Как будто история крышует и извиняет с высоты веков чиновников, которые погрязли в халатности и разгильдяйстве. В 1991 году в России было 1450 аэропортов, а сейчас осталось всего 228. Зато будет красиво. Но поднимет ли громкое имя гражданскую авиацию на новую высоту? Если сказать правду, стыдно будет перед славными именами. Но это наша практика: оставив после себя пустыню, мы гордимся свершениями прежних поколений.

Аэропортов становится все меньше, и, как следствие, растет аварийность. Безопасность полетов — бич российской гражданской авиации. В мире на один миллион пассажиров погибает в среднем один человек. В США — 0,25, в России — 1,5 (иногда даже больше). В 1990 году на миллион советских авиапассажиров приходилось две-три катастрофы, сейчас — пять-шесть. Следствие чаще всего выходит на «человеческий фактор», но в пилотах ли дело, если, по признанию многолетнего министра транспорта Игоря Левитина, половина самолетов нашего авиапарка годится только на запчасти, но продолжают летать и перевозить людей.

Мобильность населения — важнейший фактор экономики. Но проще было Ломоносову добраться до Москвы, чем современному помору скопить деньги на билет в столицу. Авиация громадному большинству российских граждан просто не карману. По мировой практике пассажиропоток в авиации вырастает в два раза каждые 15 лет. Россия только в 2017 году достигла отметки советского периода — 90 миллионов человек, хотя при нормальном развитии должно было быть 350 миллионов. В США каждый год самолеты перевозят 900 миллионов пассажиров, в Европе — 1,2 миллиарда. Странное дело, отсутствие имен у аэропортов пассажирам никак не мешает. А мы наводим тень на плетень, чтобы не видно было, что взлетная полоса заросла сорняками.

Кстати, отечественных самолетов в нашей гражданской авиации кот наплакал. Еще в 1990-е годы четверть мирового парка гражданской авиации составляли самолеты советского производства, сейчас их доля снизилась до критически низкой отметки. В самой России дальние и среднемагистральные воздушные перевозки практически полностью находятся под контролем различных модификаций «Аэробусов» и «Боингов». Современные Ан-148,Ту-204, Ту-214 и «Сухой Суперджет» — лишь 6 процентов авиаперевозок. В авиапарке остались старые модели конструкторских бюро Яковлева, Туполева и Антонова, но людей они не возят. Прочные позиции лишь у турбовинтового Ан-24, который не знает конкурентов на Крайнем Севере.

Сам по себе подбор имен для голосования вызывает недоумение. Почему так много Романовых — сразу четыре представителя династии? Какие, к слову, ощущения будут у пассажиров в аэропорту Мурманска, которому грозит имя Николая Второго, если этот неловкий государь, как слепой штурман, целую страну грохнул? Еще тот кормчий…

А где же, хочется спросить, славные Рюрики?! Не знали про авиацию? А Пушкин знал? Или Рюриков для железнодорожных станций приберегли? Нет, все-таки это форменная глупость, граничащая с ничтожеством. Сами ничего не делаем, но за чужие спины прячемся. Уверен, гордые предки брезгливо поморщились бы, увидев до какого малодушного ничтожества дошли их потемки, оказавшиеся отъявленными бездельниками.

В истории Древнего Китая была Эпоха исправления неправильных имен. Неужели разуверившись в возможности повторить современное китайское экономическое чудо, мы решили последовать по пути древних китайцев? Что на очереди? Вокзалы, порты, автобусные остановки? Можно также избирательные урны наименовать, к ним особенно много претензий.

Мы долго гордились титулом самой читающей страны в мире, которым сами себя наградили. Сегодня это достижение кажется сомнительным, но в любом случае русские люди отличаются мечтательностью и созерцательностью в ущерб инициативе и предприимчивости. Слово у нас слишком часто заменяет дело. Идей — бездонный океан, проектов — море разливанное, конкретные дела кажутся обременительными. Организаторы конкурса «Великие имена России» уловили национальный мотив. Если всем аэропортам России дать славные имена, то всю гражданскую авиацию России следует наречь в честь гоголевского помещика Манилова.

Когда-то Муслим Магомаев пел песню Пахмутовой и Добронравова «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» Но если рекордов нет, то имена неуместны.

Сергей Лесков




Tags: путинизм
Subscribe

Posts from This Journal “путинизм” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments