Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

О любимых фильмах и сериалах — важных, ярких, вдохновляющих, таких, которые трудно забыть




В РУБРИКЕ «ВИДЕОТЕКА» наши героини рассказывают о любимых фильмах и сериалах — важных, ярких, вдохновляющих, таких, которые трудно забыть, увидев однажды. В этом выпуске куратор Пушкинского музея Ольга Шишко выбирает фильмы-эксперименты, которые способны пробуждать в зрителях по-настоящему сильные эмоции




"Идиотов" я пересматриваю очень часто: это кино невероятно примиряет меня с действительностью

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 3.

Джек Смит, 1963

Пламенеющие создания

Был 2003 год: третий год нашей секции «Медиафорум» на Московском кинофестивале — нам не дали почти никаких денег, но мы решили продолжать и сделали темой события треш-искусство. «Крёстный отец» «Медиафорума», арт-директор ММКФ Кирилл Разлогов, посоветовал этот фильм для открытия: я знала Джека Смита только по фрагментам, очень хорошо помнила ощущение от него, но не видела фильм полностью — плёнка приехала только на помпезное открытие в Дом кино. Посмотрев фильм перед премьерой в Москве, я рыдала, как маленькая девочка, в панике, понимая, что показывать фильм на пафосном открытии рискованно. При этом целый день мне звонили друзья и просили не отменять фильм — все его страшно хотели видеть на большом экране: он был долгое время запрещён в Штатах и известен только в пересказе в андеграунде. Помню, как мы решились, воспользовавшись двусмысленным анонсом: на экране сейчас начнётся «высокохудожественный фильм не для ваших глаз». Фуршет остался нетронутым, а в зале на четыреста человек была давка. Спустя пятнадцать лет после этой истории для меня «Пламенеющие создания» — фильм, который тяжело смотреть, но он никогда не уйдёт из моей головы — и это очень важно. Это сложное кино, которое надо откапывать слой за слоем — «Сад земных наслаждений» Босха в движении, классика, рождённая на новом уровне.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 4.

Вито Аккончи, 1973

Песнь на тему

Показывая в Москве Вито Аккончи, я боялась реакции нашей публики, что ей это видео может показаться занудным и неизобретательным. Это легендарный перформанс 1973 года, который демонстрирует взаимодействие художника с камерой без единой склейки. Аккончи, композиционно напоминающий Христа в работе Мантеньи, в нём уговаривал, увещевал, усыплял бдительность объектива и зрителя интимной песней, подпевая узнаваемым любовным хитам того времени. Он объясняется в любви, и на пятнадцатой минуте из тридцати ты понимаешь, что он затягивает тебя внутрь, он объясняется в любви тебе. Это зрелище гипнотизирует настолько, что все выкуренные Аккончи сигареты превращаются в осязаемый дым прямо у зрителя перед глазами.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 5.

Ларс фон Триер, 1998

Идиоты

Один из первых фильмов, снятых на видеокамеру, — принципиальное решение Триером вопроса «приближения и отдаления». Его камера очеловечена и в состоянии показать все наши слабости — настоящая атака триеровского глаза. Фильм жёсткий, сильный, издевательский, я увидела его сразу, как только он вышел. «Идиотов» я пересматриваю очень часто: это кино невероятно примиряет меня с действительностью — иногда очень хочется быть идиотом, устраивать диверсии и расшатывать баланс, хотя по природе я не такая. Вместо того, чтобы быть конвенциональной и коммуникабельной, я иногда включаю фильм «Идиоты» и даю себе свободу оттянуться и немного побыть неудобной. Мне очень нравится импровизация и свобода, «идиотический» нарратив и упражнения в собственной неадекватности и несовершенствах.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 6.

Милош форман, 1996

Народ против Ларри Флинта

Это фильм об опасности, которую всегда видят консерваторы, и об уверенности половины населения в том, что цензура должна быть. О вечном конфликте юмора и демократии. Фильм, который вывел для меня Ларри Флинта как большого художника с набором настоящего активиста — может, это как-то связано с тем, что рядом со мной был человек, похожий на Ларри, и мы оба были увлечены медиаактивизмом в искусстве. Сила сюжета не столько в Hustler, сколько в том, как Ларри постоянно использует художественные методы для борьбы за свободу — именно поэтому такое кино никогда не утратит актуальности. Меня всегда завораживал дуэт Вуди Харрельсона и Кортни Лав, их любовь через пороки и странности, болезни и несовершенства. Для меня этот фильм про разделение внешнего и внутреннего, глубоко личную историю любви и настоящую преданность, которой не мешают медийность и скандальное поведение. А для Формана, чьи фильмы лежали на полке, пока он жил в Чехословакии, это, разумеется, кино про цензуру и надежду на свободное пространство.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 7.

Гэри Хилл, 1987-1988

Область катастрофы

Гэри Хилл не только один из важнейших для меня художников, но и реальный человек, с которым мне выпало счастье общаться, делать его персональную выставку и ретроспективу работ. Гэри взял камеру, чтобы создать собственную поэзию и заполнить философскую дыру между технологией и человеком. Он всегда потрясающе играет и работает с текстами — постструктуралистов и своими собственными, исследует телесность языка, синестезию, постоянно придумывает головоломки. Он считает себя учеником «Академии зауми», для него видео-арт — это способ думать вслух. Не представляю, как корректно описать этот фильм — правильнее всего сказать, что с «Областью катастрофы» мы оказываемся в жидком тексте: как если бы проснулся оттого, что тонешь в вязкой воде. Проходя сцену за сценой, читатель пытается вновь войти в книгу Мориса Бланшо «Тёмный Фома» только затем, чтобы оказаться частью снов и галлюцинаций: персонаж переживает книгу как лес слов, через который он пробивается.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 8.

Жан-Люк годар, 2010

Социализм

Фильм о современном «Титанике», где тонущая европейская толпа проводит дни в отдыхе и кутеже, построен на эффекте подглядывания и вторжении в личное пространство. Автор в этом фильме, как всегда, говорит не своими словами и цитатами, но никогда не трактует сказанное. «Социализм» меня совершенно потряс во время показа — я не понимала, как его можно смотреть как киносеанс: для меня этот фильм расслаивался на звуковой ландшафт, видеоинсталляцию и мысли. Хотелось пережить три минуты этого фильма, потом пять, потом выйти подышать и вернуться, потом закрыть глаза и услышать только звук — этот Годар или раздражает тебя, или огорчает тем, что ты лишился другого его прочтения. Сам Годар настаивает, что это кино — симфония в трёх актах, подвижная и открытая. Философский пласт «Социализма» тяжело принять с первого раза: Годар, переметнувшийся во второй половине карьеры на сторону современного искусства, предлагает зрителям «учиться видеть» прежде чем «учиться читать».

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 9.

Питер Гринуэй, 1980

Падения

«Падения» — это первый полный метр Гринуэя, интервью с несколькими десятками жертв вымышленной катастрофы, подражающий традициям, с одной стороны, телевидения, с другой — современного ему документального кино. Здесь очень много чёрного юмора, found footage и абсурдных свидетельств переживших апокалипсис. Для меня Гринуэй — огромный художник, прошедший путь от ритмики ранних документальных фильмов через канву сюжетного кинематографа к экспериментам с мокьюментари. Гринуэй был одним из первых режиссёров, публично заговорившим об обязанности художника переписывать историю и предлагать её другое прочтение. Меня с ним связывает большой совместный проект — «Золотой век русского авангарда», который как раз очень критиковали за вольное обращение с историей и театрализацию. За монологами авангардистов увидели фейк, которого там и по тексту, и по способу подачи не было — достаточно было ознакомиться с оригинальными манифестами авангардистов.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 10.

Кутлуг Атаман, 2009

Путешествие на Луну

Мне нравится, когда искусство заново осваивает жизнь и вскрывает точки невозврата. Современное искусство учит тому, что прошлое всегда мифологизировано: этим занимается либо историк, либо литератор, либо сценарист. В XXI веке этим начали массово заниматься художники: они расставляют свои акценты и меняют ход событий в обсуждении войны, личной истории, коллективных мемуаров. «Путешествие на Луну» — кино о вымышленном полёте на Луну нескольких жителей турецкой деревни в 1956 году. Их лётное устройство похоже на пепелац из «Кин-Дза-Дзы», фильм в целом ужасно напоминает культовый телеэфир Сергея Шолохова и Сергея Курёхина «Ленин — гриб». Это кино о диалоге с прошлым и воздействии на зрительскую сентиментальность. Атаман при этом очень поэтизирует личное и интимное и генерирует альтернативные легенды.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 11.

Андрей Тарковский, 1983

Ностальгия

Это важнейшее кино о русской романтической традиции, постоянной жажде возвращения и беседе с внутренним «я». Тарковский — это огромный период моей жизни. Через десять лет после смерти мужа я провела в Италии очень много времени, не раз ездила в Сан-Гальгано и увидела этот храм без крыши, почувствовала звук ветра и ощутила там свою личную ностальгию. Как говорил сам Тарковский, мы можем рассуждать об искусстве, политике и любви, но не можем говорить о душе: «Говоря о душе, вы имеете в виду нечто вроде скульптуры, которую человек тайно должен творить всю свою жизнь. Человек не должен её созидать — скорее высвобождать. Она уже создана». Диалог о внутренних состояниях, о взаимоотношениях между людьми — самое тяжёлое и не поддающееся интерпретации. Чувство сострадания становится тем сильнее, чем ближе тебе человек.

10 любимых фильмов куратора Ольги Шишко. Изображение № 12.

АббАС Киаростами, 2017

24 кадра

Моя личная визуальная симфония — кино большого образа, которое необходимо смотреть на большом экране, чтобы соединиться с ним. Последний фильм Киаростами, сделанный перед смертью и законченный его сыном, удивительный и неторопливый. Самое ценное для меня в нём — выпадения и несоответствия. Киаростами показывает 24 фотографии и пытается осмыслить, что могло происходить до и после момента, запечатлённого на снимках: эпизоды по четыре с половиной минуты расширяют пространство и дают статическому изображению другое измерение. Каждая из этих историй не связана с чем-то внешним, живёт собственным ритмом и внутренним состоянием. Я как будто смотрела живопись классического времени: с любовью к предметному миру и каждой его детали, с признанием цикличности и прорисовкой внутреннего состояния. Неслучайно сам Аббас выбрал брейгелевских «Охотников на снегу» как прелюдию к большой симфонии. Время некалендарное, длящееся по другим законам, начинает проникать в картину Брейгеля-старшего и соединять прошлое, настоящее и будущее.

Источник



Tags: кино.ино.
Subscribe

Posts from This Journal “кино.ино.” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments