
Подробности спецоперации по инсценировке убийства, жизнь в "бункере", разочарование в коллегах и друзьях, планы на получение украинского гражданства - об этом и другом "Цензор.НЕТ" поговорил с Аркадием Бабченко
29 мая вечером я была в ньюсруме Громадського радио. Оставалось подготовить и провести последний выпуск новостей, в 22:10 планировала выключить компьютер. Но в 21:17 замгендиректора канала ATR Айдер Муждабаев написал пост: "В Аркадия Бабченко стреляли, в доме, в спину. Увезли в больницу. Ищу в какую, еду туда". Шок. Звоню члену коллегии МВД Антону Геращенко. "Информации пока никакой", - говорит он. "Жив хотя бы?", - с надеждой спрашиваю. "Нет. Умер в скорой".
Боль. Ощущение беспомощности. Страх.
Включалась в какие-то новости, рассказывала коллегам, "каким он парнем был". Выпуск кое-как провела. И поехала на место "убийства". Там было уже множество коллег, друзей Аркадия. В мессенджере журналисты нескольких украинских СМИ создали группу - там мы координировали свои поиски свидетелей, видео с камер наблюдений. Но - никто выстрелов не слышал, подозрительных людей не видел. Глубоко за полночь на лавочке под Громадським ТВ мы с коллегами еще "помянули" Аркадия. Алкоголь не брал. В 4 утра, сидя уже дома на кухне, утирая слезы, писала в ФБ: "Аркаш, если есть что-то по ту сторону жизни, думаю, что ты читаешь ФБ и цинично-любя с нас ржешь".
Оказалось, что он мог тогда сидеть и читать ФБ. 30 мая глава СБУ Василий Грицак вышел на пресс-конференцию. А после его слов "Аркадий, в студию!", появился и сам "убиенный". В который раз повторю: "Спасибо, что живой".
Следствие озвучило свою версию: украинец, переехавший в Санкт-Петербург, Вячеслав Пивоварник занимался заказом терактов и вербовкой на территории Украины - он нанял однажды украинского бизнесмена, в прошлом своего компаньона по бизнесу Бориса Германа - среди прочего заказал ему убийство Аркадия Бабченко - Герман нанял киллера Алексея Цимбалюка - Алексей Цимбалюк идет в СБУ и сдает заказчиков - СБУ начинает спецоперацию по инсценировке убийства. После "убийства" СБУ задерживает Бориса Германа.
У Бориса Германа и его адвокатов другая версия: Пивоварник вербует старого знакомого Германа - тот идет к старому знакомому "Дмитрию" (никаких других данных о нем нет), ведь уверен, что он работает в контрразведке - "Дмитрий" говорит, что все под контролем СБУ и просит дальше принимать заказы от Пивоварника - Герман нанимает киллера для убийства Бабченко, будучи уверенным, что находится под присмотром украинских спецслужб - на следующий день после убийства собирается за рубеж "по давно запланированным делам".
Сейчас Борис Герман арестован, ведется следствие. Журналисты же в Украине ищут таинственного "Дмитрия" и Вячеслава Пивоварника в России.
Аркадий Бабченко согласился дать мне интервью. Его единственным условием было соблюдение условий безопасности. Перебрав несколько вариантов, остановились на здании центрального офиса СБУ на улице Владимирской в Киеве. Говорили почти два часа. Подробно.

СПЕЦОПЕРАЦИЯ
-Расскажи, как всё началось.
-Мне позвонил знакомый, попросил приехать. На встрече сидели два человека, знакомый сказал: "Это ребята из СБУ, я с ними был в АТО. Я их знаю, за них ручаюсь". Они показали мне ориентировки на меня, распечатки переговоров, фотографии, сказали что на меня поступил заказ. Я говорю: "А когда это стало известно?" Они: "Месяц назад". Я говорю: "Отлично! Вы месяц ждали, пока меня прихлопнут, на живца хотели ловить?" Они сказали, что в течение этого месяца все ограничивалось разговорами, было не ясно, треп это или серьезно. А вчера, говорят, передали деньги, и стало понятно, что все это серьезно. Спрашивают: "Че ты думаешь?" Я говорю: "Ну, а че тут думать".
-А ты ж наверняка анализировал уже после этот месяц. Что-то необычное замечал? Слежку?
-Нет, нет, нет. Я особо не смотрел. Это я в Москве ходил напряженный. Там каждую машину палишь, каждого человека, который заходит в лифт. А здесь-то я расслабился.
-Ты поверил сразу людям из СБУ?
-Ну а как тут не поверить? Тебе дают распечатки, там твои паспортные данные, которые с вероятностью 99% пришли из России. Тебе дают ещё распечатки переговоров, ориентировку на тебя, фотографию твою, которая взята в паспортном столе. И, извини меня, я все-таки 40 лет в Мордоре ("Мордором" Аркадий называет РФ, - ред.) прожил, из них последние там лет 5-10 в довольно плотном общении с государством и ФСБ. Я друзей хоронил, друзей сажали, и за мной следили, и быков каких-то подсылали ко мне на лестничную клетку. Так что когда тебе говорят "Чувак, тебя хотят убить, вот деньги за это", я предпочитаю этим разговорам верить, конечно.
-Наверное, опыт в Москве на тебя так повлиял, ведь мы здесь до 2014 года о слежках только в кино слышали. Убить хотят? Зачем? Я бы скорее так подумала.
-Первая реакция у меня, в принципе, тоже была такая же. Ну пишу я какие-то постики в ФБ, так что же за это убивать? 40 тысяч долларов платят? Ну зачем меня убивать? Зачем ФСБ такая спецоперация? У меня тоже было такое, конечно, подозрение. Но потом начали работать, следственные действия, протоколы, опросы, допросы. И стало понятно, что все на самом деле серьезно.
-Расскажи про день "смерти".
История вышла с моим постом в Фейсбуке, где я вспоминал, что генерал Кульчицкий не взял меня на борт вертолета, который в итоге сбили. Я писал, что это мой второй день рождения. Говорят: "Ой, Бабченко написал такой пост, так театрально, всё подготовлено!" - да ни фига! Просто в жизни всё идёт не совсем по плану. Вообще всё должно было быть в пятницу, 25 мая, за день до финала Лиги чемпионов (Инсценировка убийства была проведена 29 мая, во вторник, - ред.). Но по юридическим причинам пришлось отложить.
- По каким таким юридическим причинам?
Было задействовано же много служб. Не успевали, насколько я понимаю. Не знаю, я не спрашивал. Это не моё дело. За пару дней до этого вызвали семью из Москвы, потому что стало понятно, что им в России уже нельзя оставаться.
-Жена же с дочерью до последнего жили в Москве, да.
- Нельзя было запалиться, понимаешь? Мы до этого уже год или полтора жили как? Я - здесь, дочка в Москве в школе учится, на каникулы ко мне недели на две, на три приезжает с женой. Потом они уезжают, ведь учебный год. Вот и сейчас нужно было продолжать вести прежний образ жизни. Жена знала уже обо всем, когда уезжала из Киева в Москву.
-И дочь знала?
-Дочери сказали в последний момент. Дня за два, за три до операции мы решили эвакуировать семью, они собрали то, что влезло в три чемодана, что бы в одну ходку все сделать. Приехали. И к пятнице мы сидели уже и ждали. Ну а в пятницу перенеслось. И такое расслабление сразу: "О, блин, не сегодня, слава богу, хоть несколько дней еще можно пожить обычной жизнью!". Можно побыть с семьей в своей квартире, поспать на своей кровати. Расслабон был. Открыли шампусика, дёрнули немножко. А во вторник я просыпаюсь, открываю Facebook, а там воспоминание от Фейсбука - этот пост с вертолётом Кульчицкого. Я каждый год перепост его делаю. Я его перепостил. Ничего не подготавливалось, всё само сложилось. И вот сижу я во вторник, тут звонок: "Всё, сегодня работаем". В шесть часов вечера приехал оперативник с гримёром. Начали подготовку. Гримёр рассказывал, как падает человек, в которого стреляли. Как он кашляет, если пробиты лёгкие, как дышит.
-Это гримёр спецслужбы? Там есть такие специально обученные люди?
-Понятия не имею. Я тренировался с ним падать много-много раз, у меня вообще все коленки в синяках после этого были.
-А зачем тренироваться падать?
-Ну как? Ну в тебя выстрелили, ты же должен естественно упасть.
-Ну так все же ради фото делается, поэтому ты должен не упасть, а лечь?
-Нет, не лечь. Ведь всё должно быть естественно - чтобы бутылка отлетела, чтобы ты упал натурально. Мне там руки–ноги никто не двигал, вот как упал - так упал. Всё.
-То есть, по команде "Аркадий, падай!"? Или как? Рассказывай по порядку.
-Меня загримировали: тени на глаза наложили, губы сухие сделали, потому что при большой кровопотере лицо человека становится таким тёмно-серым, тёмно-синим, губы сохнут. И в 19:20 я стал спиной к входной двери, потому что легенда была, что я сходил в магазин за... Кстати! Вот журналисты сделали "фейк ньюс" (лживую новость, - ред.). Откуда взялась эта легенда, что я ходил в магазин за хлебом?!
-Не журналисты, а нардеп Антон Геращенко! Это он написал о том, что ты пошел за хлебом, а когда возвращался, в тебя стреляли.
Я ходил не за хлебом, я ходил за водой! Вот так вот "фейкньюсы" и рождаются. Ну в общем, меня загримировали. Налили в рот свиной крови. Я упал на колени, немного кашлянул, потому что при пробитых лёгких человек кашляет, надо было, чтобы брызги разлетелись.
-В это время жена была дома?
-Да, в квартире были жена, оперативный сотрудник и гример. Продолжу. Я упал, начал выпускать кровь изо рта тоненькой струйкой. Мне загримировали дырки на спине в футболке. Футболку за несколько дней до этого куда-то на стрельбище отвезли, прострелили. То есть, инсценировка была стопроцентная. Она взяла сгусток этой свиной крови, засовывает мне в ноздрю, говорит: "Потерпите, пожалуйста". Я говорю: "Работа у вас такая. Делаете свою работу, я свою". И они к восьми часам ушли. Поднялся "киллер". Открыл дверь. Ну, в квартире он был секунд 10, не знаю, переступил порог или нет.
-"Киллер" – это Алексей Цимбалюк?
-Да. Зашел, говорит: "Доброго здоровьичка!" Я говорю: "Не смеши меня, мне смеяться нельзя, все, я убитый". Лежу. Он закрыл дверь, ушел.
-А зачем он там должен был появляться?
-Ну, может чтоб в камерах видеонаблюдения засветиться. Чтоб соседи увидели, что человек поднимался. Там внизу на лестнице сидел какой-то парень, который его увидел, и по описанию которого и был сделан фоторобот. Источник: https://censor.net.ua/r3075853

В восемь вечера позвонили жене, сказали: вызывайте полицию и скорую. С женой, кстати, гример тоже провёл инструктаж о том, как ведет себя человек в таком стрессе. Рассказал, что сначала адреналиновый всплеск, повышается давление, лицо краснеет. Она поприседала, чтоб дыхание было сбито. А потом, рассказывает гример, начинается шок, человек просто замыкается в себе. Абсолютно никаких истерик. Сидит спокойно, как статуя. Жена позвонила в полицию, позвонила в скорую. Вместе с полицией приехал спецназ. Полиция, естественно, знала, скорая, естественно, знала.
-Их предупредили заранее? Или это была дежурная оперативная группа, которой на выезде сказали? Или как?
-Была проделана гигантская работа. Была масса нюансов и тонкостей. Инсценировка была стопроцентная, как реальность. Звонок поступил специальному дежурному. Этот дежурный отрядил специальную группу. Конечно, они должны были быть в курсе, потому что люди же смогут понять, есть дырки в человеке или нет дырок в человеке.
-Безусловно. Меня вот это смущало как раз – как полицейские на месте не заметили, что ранений нет...
-А вот спецназовцы, которые приехали вместе с полицией, не были в курсе. Они забежали...
-И не стали тебя трогать?
-Наклонились, посмотрели, увидели, что дышу. Забежали, проверили все комнаты, есть ли ещё кто-то в квартире. Осмотрели лестницу, пролёт выше, пролёт ниже, заняли оборону. Сделали все, как надо. Ребята прямо переживали. Потом полиция говорит: "Давайте его быстрее выносить отсюда". Потому что основная задача полиции была убрать меня оттуда, пока не запалились. Скорая приехала с носилками.
-Спецназовцы увидели, что ты дышишь. И это соответствует легенде – ведь по ней, ты умер уже в скорой. Но как они не поняли, что ты не ранен? Что кровь свиная?
-Ну они не стали трогать. Полиция говорила: "Не трогайте, отойдите, сейчас приедет скорая". Они: "Быстрее-быстрее! Где скорая? Ещё, может, успеем довезти!" Действительно, переживали. Приехала скорая, меня спустили вниз. Там начали типа капельницу ставить.
-А бригада скорой знала?
-Ну, конечно. Они же могут определить, ранен человек или нет. Начали капельницу "ставить" - вену-то не проткнули, приклеили просто иглу к руке…
-А зачем? Чтоб видели прохожие?
-Не только прохожие. Это мы сейчас знаем, что был Герман (Борис Герман – подозреваемый в организации теракта, - ред.), что был Цимбалюк. Тогда же не было ничего понятно. Цимбалюк один или ещё есть человек? Наблюдают за исполнением или не наблюдают? Есть ещё какая-то группа или нету? Герман – один организатор или ещё кто-то? Ведь в России существует практика политических убийств на основе тендера. То есть, делается заказ, и несколько групп начинают работать. И кто первым выполнит работу, тот получает деньги.
Меня положили в скорую, скорая отъехала километра на два, наверное. Тут я начал умирать. И они начали проводить реанимационные мероприятия. Проводили их 20 минут.
-Внутри машины?
-Внутри машины.
-То есть вы ожидали, что кто-то может заглядывать в окна скорой?
-Ну, конечно. Кто-то мог подсматривать, там мимо люди ходят... Реанимация оказалась неудачной, и через 20 минут я "помер". Врач позвонила диспетчеру, зафиксировала смерть, после этого я - как бы был уже мёртвый. Подъехали полицейские машины несколько штук, окружили скорую. Приехал судмедэксперт, начал описывать, в чем я был, куда меня ранили. Тут выяснилась проблема. Я в этой свиной крови к тому моменту уже часа три лежал. Я замёрз. И вот лежит труп на носилках и дрожит! Меня стали укутывать одеялами, согрели. Приехали в морг. Когда ворота за мною закрылись, я уже ожил, мы встали, пошли. Морг тоже, естественно, был в курсе.
Продолжение можно прочитать здесь
Journal information