2.Агент "Крис"
В незабвенном 1985 году власть сменилась не только в СССР. Но еще и в Сьерра-Леоне – небольшом, но богатом ресурсами государстве на западе Африки:
В 1985 г. местный диктатор Сиака Стивенс на старости лет назначил себе преемника — генерала Джозефа Момо:
Народ Сьерра-Леоне никто не спрашивал. Но для приличия все-таки провели референдум. Преемник победил с результатом 99,85%. Как в Чечне, да. К этому в Сьерра-Леоне давно привыкли. Референдум о преемнике был очередным шоу, которые диктатор Сиака Стивенс устраивал регулярно все 14 лет своего правления. Там были и выборы без выбора, и самочинное продление президентских сроков, и установление однопартийной системы, убийства оппозиционеров. Ну, вы меня поняли, да.
Но самое интересное не в этом. Передачу власти преемнику профинансировал один местный олигарх, большой друг нового президента Момо. Этот олигарх вывозил из Сьерра-Леоне алмазы – главное местное богатство. Причем вывозил контрабандой. А оплату принимал наркотой. А наркоту поставлял в Европу . И всё в сотрудничестве с Коза-Нострой. Вот такой талантливый парень. И вот в 1985 он привел к власти в Сьерра-Леоне своего человека. Для мафии, которая и раньше в этой стране чувствовала вольготно, теперь открывались просто захватывающие перспективы.
Как звали олигарха, который так удачно провернул операцию «Преемник» в дикой африканской стране? — Шабтай Генрихович Калманович. Эмигрант из СССР, который уехал в 1971 г. в Израиль и потом сделал состояние, занимаясь бизнесом в африканских странах. Он и поставил Момо у власти.
Фото старое, да. Через 20 лет, когда он был олигархом уже в России, его привыкли видеть таким:
Шабтай работал не один, а в паре с вот этим человеком:
Это Марат Балагула. Криминальный авторитет. Буфетчик на одесском теплоходе «Иван Франко», потом босс русской мафии в Нью-Йорке, под крышей у семьи Лучезе ( Коза-Ностра). Автор гениальной идеи воровать алмазы в Сьерра-Леоне, менять на героин в Таиланде, а героин везти в Европу. И наваривать на всех трех этапах.
В 1986 г. перед лицом проблем с ФБР бежал из США в Сьерра-Леоне, вел дела оттуда. Арестован в 1989 в аэропорту Франкфурта (опознан бдительным пограничником), передан США, отсидел длительный срок. При Путине переехал жить в Россию.
Балагула – представитель той ветви преступности, которую называют братва с Брайтон-Бич. В России её до сих пор многие воспринимают как курьез: наследники Бени Крика и Мишки-Япончика в современной Америке? Однако уже в середине 1980-х эти эмигрантские банды были серьезной силой, младшими партнерам у итальянцев, и вышли на международную арену.
На эту тему есть хорошая книга, которая вышла в Америке в 2000 г. – «Красная мафия» Роберта Фридмана про историю брайтонской братвы. Автор – известный в США журналист-расследователь с обширными связями в ФБР. Касательно Балагулы и Шабтая его мнение было однозначным:
Добыча алмазов в Сьерра-Леоне — адский ручной труд, часто детский, сбор породы, промыв. И где-то там наверху с этих мешков кормится мафия…
Впрочем, это еще не вся история. «Приватизировав» вместе с Балагулой Сьерра-Леоне, Шабтай недолго наслаждался своим триумфом. 10 января 1988 года телевидение Израиля сообщило зрителями удивительную весть: известный миллионер, меценат, друг местных политиков и генералов, бывший активист сионистского движения, Шабтай Калманович — арестован. За шпионаж. Он оказался еще и агентом КГБ, кодовое имя – «Крис». Был завербован в молодые годы в СССР, во время службы в армии.
Шабтай в тюрьме, 1988 г. Первый год его держали в одиночке, строго пресекая все контакты с внешним миром. В героя-разведчика Шабтай играть не стал, сразу пошел на сотрудничество со следствием.
Как оказалось, начинал он простым стукачом в Советской армии: сдавал сослуживцев особому отделу. Потом стучал на антисоветски настроенных лиц у себя на малой родине в Каунасе (Литва). А потом на него обратило внимание ПГУ (Первое главное управление КГБ, внешняя разведка). И Шабтая отправили в эмиграцию. Он оброс связями вплоть до Америки, познакомился с Маратом Балагулой. И стал первым, официально зарегистрированным агентом КГБ, который вошел в топ мировой оргпреступности и наркоторговли.
Сдал Шабтая перебежчик из КГБ, имя которого никогда официально не сообщалось. Предположительно, это был Александр Ломов, чекист, который работал в Иерусалиме под видом управделами представительства Русской православной церкви. Ломов бежал на Запад, а до того потихоньку сливал информацию на ту сторону. Так «Криса» и раскрыли. Приговор — девять лет тюрьмы.
Правда, отсидел он меньше. В 1993 Шабтай был неожиданно помилован. Выйдя из тюрьмы, он отправился в Будапешт, где в то время сложился «международный филиал» солнцевской ОПГ во главе с авторитетом Могилевичем. Посетив его, Шабтай летом 1993 г. объявился в России, где вскоре стал полноправным участником солнцевской группировки.
В докладе ФБР «Организация Семёна Могилевича» (август 1996 г.), т.е. всего три года спустя, Шабтай уже назван «влиятельным участником солнцевской ОПГ», работающим под началом Могилевича. Там же указано, что Шабтай — «миллионер со связями среди высокопоставленных лиц России и Израиля» и главный поставщик израильских паспортов для членов солнцевской ОПГ.
Насчет миллионера со связями это действительно так. Откуда не возьмись, у Шабтая снова появились деньги, и он опять стал «авторитетным предпринимателем» и олигархом. Только уже не в Сьерра-Леоне, а в России.
Март 1993 г. Шабтая выпускают из тюрьмы в Израиле.
Август 1996 г. Доклад ФБР «Организация Семёна Могилевича», стр. 35. Шабтай уже – солнцевский авторитет.
А это человек, который стоял за всей этой чудесной метамормофозой. Вел закулисные переговоры об освобождении Шабтая. Курировал торговлю оружием, которой занимался Могилевич в Европе (об этом мы еще поговорим отдельно). Это — «Примус», глава СВР при Ельцине Евгений Примаков. Позднее Примус будет одной из ключевых фигур в сделке по передаче власти от Ельцина к Путину в 1999-2000 гг.
Продолжение следует
Journal information