Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

Чему научат в школе будущего




Детям, которые сядут за парты в 2018 году, придется работать в еще не существующих и не имеющих названия отраслях. Можно ли их подготовить к этому?


Никто точно не знает, чему учить детей, чтобы в жизни они были успешны. Нужна ли им будет математика, или биология, или психология, или ораторское мастерство? Какие профессии искусственный интеллект оставит на нашу долю? Поэтому лучшее, что сегодня можно сделать, — научить детей учиться, критически мыслить, делать выбор, чтобы, когда пришло время, они сами смогли заполнить все пробелы.

Вопрос о том, чему и как учить подрастающее поколение, что им пригодится в будущем, про которое толком никто ничего не знает, стал центральной темой Московского международного салона образования-2018. Многим уже очевидно, что «вчерашняя» система образования не подготовит детей к завтрашнему дню. В мире, где правят компьютеры, одних только знаний может оказаться недостаточно.

«Дети, которые в 2018 году поступят в школу, будут работать в отраслях, которых сегодня еще не существует. Нужно понять, какой человек нам необходим, подумать о том, как должна выглядеть школа для нового поколения», — заявил руководитель отдела по ИКТ в образовании Института образования ЮНЕСКО Миао Фенгчунь.

По словам преподавателя Британской высшей школы дизайна Майкла Гибсона, по профессиям, у которых еще нет названия, будут работать примерно 65% детей «поколения Z».

Профессиональное сообщество всего мира ломает голову над новой парадигмой образования. Как рассказала руководитель проектов Edutainme Айгуль Ашрафуллина, в своих представлениях о том, какие навыки будут нужны новым поколениям, все страны похожи.

Во всех образовательных моделях сегодня делается акцент на умении общаться, работать в команде, критически мыслить, программировать, учиться.

Страны, которые сейчас занимают ведущие позиции в престижных мировых рейтингах (PISA, TIMSS, ICILS), в течение последних 20 лет внесли кардинальные изменения в свою систему образования. Среди них не только Сингапур и Гонконг, но, например, Эстония. После распада Советского Союза первое, что сделали эстонцы в образовании — закупили компьютеры для всех школ, вне зависимости от удаленности от центра страны, и стали обучать детей программированию, начиная с первого класса.

Программирование становится базовым навыком XXI века. Образованию придется с этим считаться. «Конечно, никто не говорит о том, что нужно перестать учить историю или математику. Прогресс вовсе не отменяет необходимости усвоения знаний, умений и навыков. Это хлеб для образования, который будет всегда. Но в ситуации неопределенности, растущей сложности мира главное — научить детей учиться», — подчеркнул директор российского Федерального института развития образования Александр Асмолов.

И здесь, по словам эксперта, на первый план выходит вопрос мотивации. «Ленин когда-то сказал: „Учиться, учиться и еще раз учиться!“ Мы сегодня говорим: „Мотивировать, мотивировать, и еще раз мотивировать!“ Как заинтересовать ребенка в том, чтобы он сам тянулся за знаниями, и чтобы эта тяга осталась с ним на всю жизнь? Этот момент должен стать ключевым в нашем образовании», — отметил Асмолов.

Важно научить ребенка делать выбор, считает по этому поводу руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «Сегодня мы видим, что набор возможностей выше компетенции выбора, и это проблема. Мы можем создать для детей максимум возможностей. Но если не сформируем способность выбирать, все эти возможности все равно сведутся в одну точку», — пояснил он.

Один из самых сложных вопросов — как трансформируется роль учителя, какие специалисты будут работать в образовании будущего, отметил Асмолов. «Что это будут за специальности, как они будут называться — никто вам сейчас не скажет. Но это совершенно точно будут люди с ключевой установкой — готовность к изменениям», — полагает он.

По словам Асмолова, главными качествами педагога будущего станут способности к коммуникации, навигации, и умение мотивировать детей. Уже сегодня ясно, что учителям придется делить обязанности с компьютерными программами. Вместо того чтобы пытаться с ними конкурировать, придется научиться в них ориентироваться и использовать в работе.

«Машины уже очень много чего умеют. В прошлом году вице-канцлер Университета Букингема сэр Энтони Селдон сделал провокационное заявление о том, что через десять лет роботы заменят учителей. Возникла дискуссия, появились сторонники и противники этой точки зрения. Но, так или иначе, его статья показала, что проблема есть», — заметил старший научный сотрудник Института общей физики им. А.М.Прохорова Валерий Платонов.

По мнению Селдона, искусственный интеллект сможет адаптироваться к разным стилям и темпам освоения программы у разных детей, что сделает традиционное академическое обучение избыточным. Каждый будет учиться в своем темпе по своей персональной программе, поэтому единые для всех временные рамки обучения станут не нужны. Учителя в этой схеме будут играть роль надзирателей, чтобы не допустить «инфантилизации» учеников. Также на их плечи ляжет внеклассная работа.

«Педагогам не нужно конкурировать с машинами, и пытаться их обогнать. Их должно отличать умение генерировать идеи, рассказывать истории, и привычка совершенствоваться», — резюмировал Платонов.

Анна Семенец

Tags: будущее, школа
Subscribe

Posts from This Journal “школа” Tag

promo solvaigsamara october 20, 2016 05:00 2
Buy for 20 tokens
" Любая война начинается с желания войны. Когда войны никто не хочет, ее и нет. Сегодня же русские войны захотели. И непростой войны — ядерной. А раз мой народ хочет войны, он будет ее иметь. И именно такую, какую хочет. Конечно — преступление. Но не это важно. А — то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments