Solvaig (solvaigsamara) wrote,
Solvaig
solvaigsamara

Categories:

" Греки лукавы суть "

В продолжение темы " Афон и...политика" http://solvaigsamara.livejournal.com/161795.html
*
Сразу хочу оговориться, что мнение автора данной статьи (и предыдущей тоже) не обязательно совпадает с моим личным мнением, высказывать которое не рискну в силу своей некомпетентности в данном вопросе. Пощу  материал исключительно в качестве информационности.
Статья довольно-таки большая. Ограничусь развёрнутой цитатой. Думаю, кому интересно, прочитают полностью, пройдя по указанной ниже ссылке.
***

9b8fa8e208284ca728b4b10b0403f0e4_L

[Spoiler (click to open)]О том, что все греческие монастыри Афона,  в соответствии с договоренностью между Правительством Греции и ЕС, ежегодно получают от Евросоюза десятки миллионов евро на свое содержание, известно давно. Но попытки оказать политическое давление на Русскую Церковь через финансово зависимые от ЕС греческие монастыри – это, похоже, новый виток в геополитических играх, где чиновники ЕС начали пытаться использовать и отдельных представителей Православной Церкви.

К сожалению, современная ситуация в общественной и церковной жизни Греции, являющейся членом ЕС, для этого благоприятна. Длительное привыкание жить комфортно, не по средствам и в долг дают о себе знать. Выпрашивание денежных подачек становиться самоцелью не только для представителей прозападного правительства Греции, но и отдельных церковных деятелей, готовых взамен выполнять любые политические требования. Увы, не обошло это стороной и некоторые греческие монастыри на Афоне.

В этом я смог убедиться, посетив на прошлой неделю ряд монастырей Святой Горы. Большим удивлением было узнать, что среди греческих обителей, выступивших 10 апреля 2014 г. на заседании Кинота против российских инициатив по празднованию 1000-летия русского монашества на Афоне, был и довольно популярный в России Ватопедский монастырь.

Но, с другой стороны, чему удивляться, если эта и другие греческие обители от ЕС получают крупные денежные субсидии?

Другое дело, что, оказывается, некоторые греческие монастыри умудряются одновременно получать финансирование не только от ЕС, но и от России, при этом еще и вставляя палки в колеса церковным инициативам последней.

Объяснение же этому простое: «Ваше (русских) дело молиться и передавать щедрые пожертвования для наших монастырей», – буквально такие слова неделю назад я услыхал, вместо духовного назидания, от одного греческого игумена на Афоне.

После таких слов как-то само собой вспоминается, что еще около тысячи лет назад наш преп. Нестор Летописец, чьи нетленные мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры, пророчески предостерегал руссов, чтобы мы не сильно увлекались греческим радушием. «Греки лукавы суть», - писал свято-русский старец. Увы, но и через тысячу лет мало что изменилось. Особенно остро это проявляется на Горе Афон, которую греческие прозападные политики-националисты уже целое столетие пытаются использовать в своих политических и коммерческих интересах, целенаправленно и последовательно выживая с него славянское, и в первую очередь русское монашество и влияние.

Повторюсь, до последнего паломничества по Греции и Афону я этого не понимал. Все мы привыкли считать греков православными единоверцами, братьями. Но, увы, сами они на нас, русских, нередко смотрят совсем иначе. Оказывается, среди многих греков до сих пор очень сильно укоренено предубеждение, что славяне не являются «полноценными православными» и «европейцами»(!), что мы так и остались «варварами», которых просвещенные эллины приобщили к своей цивилизации. И что мы, «варвары», взамен за оказанную нам тысячу лет назад услугу обязаны теперь пожизненно платить грекам…

Да-да, именно платить. Один грек на Афоне мне это заявил прямо в лицо. И при этом сослался на того самого греческого игумена, ныне довольно популярного в России… – отца Ефрема из Ватопедского монастыря.

Такая постановка вопроса меня, как русского человека и патриота, очень сильно задела. Казалось бы, не стоит обращать внимание на слова какого-то грека. Безусловно, в семье не без урода. Но в том-то и проблема, что это был не просто рядовой грек… А подобное отношение к нам, русским, в ряде греческих монастырей Афона, к моему удивлению, оказалось чуть ли не общепринятым. И то, что озвучил этот грек, есть не его частное мнение; так наедине учат свою паству некоторые авторитетные греческие священники…

Не до конца еще понимая, что происходит на самом деле, я, следом за многими олигархами и бизнесменами из России, отправился в излюбленный ими греческий монастырь на Афоне. Именно греческий, а не русский. В последний, для нашего брата, ныне ездить не так модно, не престижно. Другое дело, греческий… Всякий, кто хоть поверхностно углубится в суть вопроса, сходу догадается, какой именно. На Афоне не так много монастырей, куда проторена дорога российской бизнес-элитой. А этот монастырь самый богатый на всем Афоне.

Так вот, поехал и я в этот монастырь. Это был Ватопед. Внешне все очень благолепно, в древнем стиле. Настоящая экзотика для нашего брата! Но, как оказалось, за всей этой внешней экзотичностью скрывается, кроме всего прочего, хорошо отлаженная индустрия по собиранию денег, особенно с российских паломников.

Именно здесь мне довелось узнать, что мы, русские, – чуть ли не «варвары», и что взамен за оказанную нам тысячу лет назад услугу обязаны пожизненно платить грекам (и это при том, что именно Россия спасла греков от многовекового турецкого рабства!). И здесь же, от одного из наставников обители, я узнал, что наше (русских) дело – передавать щедрые пожертвования для их монастырей. На вопрос же, почему их, а не русскому монастырю на Афоне? – я услышал ответ, который и вовсе меня добил. Оказывается, русские когда-то незаконно вторглись на Афон и что настоящее монашество может быть только у греков.

Вот так. Ни больше, ни меньше. Получается, как выкачивать из России колоссальные пожертвования на греческий монастырь – это «священный долг», а как возрождать русское монашество на Афоне – это «незаконно». «Подлинное православие – для греков»!?

Задумавшись над всем этим, я стал пытаться выяснить, откуда же в России в последние годы столь неожиданно вспыхнула несказанная любовь к этому греческому монастырю? Тем более, что в самой Греции с ним были связаны самые громкие за последнее время коррупционные скандалы в связи «отмыванием денег в особо крупных размерах» («ватопедский скандал» привел даже к отставкам в правительстве и смене власти на досрочных парламентских выборах в Греции в 2009 году).

На этом примере в очередной раз убеждаешься, что в нашей жизни ничего просто так не бывает. Оказывается, даже за большой любовью российских олигархов и бизнесменов к греческому Ватопедскому монастырю стоит хорошо продуманная и спланированная маркетинговая стратегия. Причем разработанная не в России, а в Великобритании, где еще в 2007 г. одно из ведущих маркетинговых агентств за очень большие деньги взялось внедрять ее через своих партнеров в России. И, надо сказать, довольно успешно. Настолько успешно, что практически все наши олигархи при посещении Афона с его многочисленными монастырями и скитами теперь первым делом стремятся завезти свои «скромные» дары не куда-то, а именно в этот греческий монастырь…

Причем, сотрудничающие с Ватопедским монастырем греческие турфирмы даже не скрывают этот факт. Когда мне в Салониках показали эту PR-стратегию, я глазам своим не поверил. В ней прямым текстом сказано, что главная цель – как можно больше заработать денег на России, используя духовные потребности российских верующих граждан. А одним из первых пунктов прописано, что для достижения этой цели необходимо дискредитировать «конкурента» – русский монастырь на Афоне. При этом, среди средств достижения такой цели, предложено сыграть даже на национальных чувствах, преподнося российским паломникам, будто русский монастырь захватили «хохлы», а украинским паломникам – будто Пантелеимонов монастырь является проводником российской «экспансионистской политики» на Афоне.

Предусмотрена в стратегии даже PR-тактика по раскрутке в России имиджа настоятеля Ватопедского монастыря как «прозорливого старца» (правда, такая «прозорливость» как-то совсем не предугадала арест самого игумена в декабре 2011 г. по обвинениям в "отмывании денег и ложных показаниях", в связи с чем на пересмотр решения суда пришлось выбросить несколько миллионов евро, собранных в т.ч. и у российских vip-паломников (только один залог обошелся в 300 тыс. евро!)).

Среди прочих, более мелких «каверз», детально расписана стратегия по переманиванию клиентов (т.е. паломников и жертвователей), ведению соответствующей демпинговой политики (если в русском монастыре, скажем, икона стоит 10 евро, то в греческом предложено продавать по 9 евро) и многое другое. Короче, банальная маркетинговая бизнес-стратегия вытеснения конкурента с рынка … Шла речь в ней даже о тактике переманивания персонала. Только в качестве «персонала» обозначены послушники русского монастыря, которые, по мысли британских маркетологов, должны распускать нелестные слухи о своем руководстве, а перейдя в греческий монастырь, как бы на личном опыте ненавязчиво объяснять российским и украинским паломникам, почему им не стоит жертвовать на русский монастырь.

Для дискредитации конкурирующего монастыря предложено также использовать обширнейшую сеть российских и украинских туристических агентств, где также целесообразно туристам/паломникам ненавязчиво объяснять преимущества ряда греческих монастырей перед русским. Ну и самое невероятное – детально расписано, как должны действовать «рекламные агенты» в Салониках, Уранополисе и на самом Афоне, стращая паломников «ужасами» пребывания в русском монастыре и всевозможными прелестями – в греческом.

Объектом последней обработки, не подозревая того,  оказался и я сам. Сначала по дороге из Салоник в Уранополис, когда подвозивший меня таксист (понтийский грек, хорошо говорящий по-русски) на протяжении полутора часа пути пытался доказать, что нужно ехать не в русский, а именно в тот самый, греческий монастырь… А потом и в самом Уранополисе, на рицепшене в местной гостинице и в кафе. Тогда я никак не мог понять, почему эти греки так волнуются за меня, что, мол, не попаду в такую величайшую греческую святыню. Даже было подумал: надо же какие искренние, настоящие православные патриоты! А на поверку оказалось, что за всем этим показным «небезразличием» кроется элементарный расчет, продуманная стратегия и желание поживиться.

Из этой поездки на Афон, неожиданно для себя, я вынес очень много нового. Как хорошего, так и не очень. Несмотря на все предостережения и страшилки греков, в русском афонском монастыре Св. Пантелеимона я встретил истинно отеческое гостеприимство и радушие, чего не видел ни в одном греческом монастыре Афона. С другой стороны – на этот раз несколько иначе посмотрел на некоторых греков, о которых еще святой старец Нестор Летописец тысячу лет назад пророчески предупреждал: «Греки лукавы суть».
Далее читать здесь: http://rua.gr/news/sobmn/naukaobrrel/11617-poka-russkie-molyatsya-greki-pytayutsya-zarabotat-na-russkikh.html#mc-6164978

Tags: греция, религия
Subscribe
Buy for 30 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments